Литературная игра в начальной школе. Сценарий литературной игры «Волшебный мир Шарля Перро» для младших школьников. Отгадайте загадки о некоторых из них

Литературная игра для детей на знание сказок

Викторина по сказкам для детей начальных классов


Климанова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ ООШ с. Красный Яр, Балаковского района.
Описание материала: Данная литературная игра предназначена для детей младшего школьного возраста и их родителей. Этот материал может быть полезен и для учителей начальных классов.
Цель: Закрепление знаний о названиях, героях, авторах детских сказок
Задачи:
- вспоминать героев сказок
- развивать мышление, память, воображение
- воспитывать интерес и любовь к сказкам
Ход викторины.


1 этап: «Волшебное средство»
Вспомните, из какой сказки предмет
1. Сапоги (Кот в сапогах)
2. Туфелька (Золушка)
3. Горошина (Принцесса на горошине)
4. Яйцо (Курочка Ряба)
5. Печка (Гуси-лебеди)
6. Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)
7. Стрела (Сказка о Царевне-лягушке)
8. Золотой ключик (Золотой ключик или Приключение Буратино)
2 этап: «Вопрос-ответ»


1. Куда положил свое угощение журавль в сказке «Лиса и журавль» (В кувшин)
2. Как называется сказка, в которой петушок подавился зернышком (Петушок и бобовое зернышко)
3. Какое лекарство давала Мальвина Буратино (Касторку)
4. Где хотела лиса пожарить Жихарку? (В печи)
5. На что рыбачил волк в сказке «Волк и лиса» (На хвост)
6. Когда вырастал у Буратино нос? (Когда он врал)
7. Что потеряла золушка на балу? (Туфельку)


8. В кого превратился братец Иванушка (В козленочка)
9. Как назывался город в сказке «Приключения Незнайки и его друзей», в котором жили одни малыши? (Змеевка)
10. Кто смастерил Буратино? (Карло)
11. Чем гордился Карабас-Барабас (Бородой)
12. Кому несла Красная Шапочка пирожки (Бабушке)
13. У скольки гномов жила Белоснежка? (У семи)
14. Название сказки, в которой девочка отправилась за подснежниками (Двенадцать месяцев)
15. Кто живет в доме на курьях-ножках (Баба-Яга)
3 этап «Угадай, кто автор сказки»


1. Муха-Цокотуха (Чуковский)
2. Принцесса на Горошине (Андерсен)
3. Малыш и Карлсон (Линдгрен)
4. Гадкий Утенок (Андресен)
5. Приключение Незнайки и его друзей (Носов)
6. Золушка (Ш. Перро)
7. Двенадцать месяцев (С. Маршак)
4 этап. «Кроссворд»



По горизонтали:
3. Продавец пиявок в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино (Дуремар)
5. Какой сказочный герой живет на крыше? (Карлсон)
7. Кто работал почтальоном в деревни Простоквашино (Печкин)
8. Кто помог Герде попасть в замок принца и принцессы? (Олень)
9. Как звали собачку из сказки «Репка» (Жучка)


По вертикали:
1. Как звали писателя города Змеевки в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» (Смекайло)
2. Что купила на базаре Муха-Цокотуха (Самовар)
3. Самая маленькая девочка (Дюймовочка)
4. Девочка с голубыми глазами (Мальвина)
6. Как звали врача зеленого города в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» (Пилюлькин)


Все участники игры награждаются сладкими призами

Компьютерная презентация к литературной игре-викторине для детей младшего школьного возраста Автор игры-викторины, дизайн: Прошута Любовь Львовна (и.о. зав библиотекой) Автор сказки: Панова Тамара Вячеславовна (зав. отделом) Детская библиотека-филиал 43 ЦБС 1 САО ГУК г. Москвы


Как только опустеют библиотечные залы, и закроется дверь за последним сотрудником, в библиотеке начинают происходить необыкновенные события. Игрушки, тихо сидящие днем на книжных полках, с шумом и смехом собираются вокруг жирафа, стоящего в окружении диковинных растений, и занимают места, чтобы услышать новую историю. По секрету рассказал об этих происшествиях Макси - пес Фик



Никто и не заметил, как это произошло. В библиотеку проник компьютерный вирус Вреднилус. Выбравшись из компьютера, он совершил свое черное дело – украл из сказок волшебные предметы. Вреднилус считал, что не надо тратить время на чтение сказок, вообще не надо ничего читать, а только играть, играть и играть в компьютерные игры. Как думаете, для чего нужно читать сказки?




В нашей истории пострадавшими оказались вот такие сказочные герои. Из сказки о царевне-лягушке пропал волшебный клубочек, который указывал дорогу к царству Кощея Бессмертного, где томилась в заточении Василиса Премудрая. У Золушки пропала хрустальная туфелька, и она не могла поехать на бал.




А Оле - Лукойе не смог найти свой замечательный зонтик с картинками, который он раскрывает ночью над хорошими детьми, чтобы им снились волшебные сказки. Остался только черный зонт для непослушных детей… А кто из сказочников придумал самого Оле? И сказки так перепутались даже своими названиями, что без вашей помощи никто не может угадать их прежние названия!








Стойте! - сказал Буратино. - Я, кажется, знаю, чьих это рук дело. В харчевне «Три пескаря» я слышал, как Карабас Барабас и Дуремар говорили о том, что в нашей сказочной стране появился новый злодей, которого боятся даже они. А зовут его компьютерный вирус Вреднилус.








Вот и хорошо! - зашумели все. - Не будем откладывать дело в долгий ящик. У нас осталось очень мало времени. Скоро начнет светать. РЭССИ обнюхала компьютер в зале абонемента и уверенно побежала по длинному коридору в сторону лестницы, ведущей на первый этаж. Электроник, Алиса и все остальные побежали следом. Спустившись вниз, РЭССИ подбежала к двери компьютерного класса и, встав на задние лапы, громко залаяла. Подбежав, Электроник открыл дверь класса. Собака вбежала в комнату и, зарычав, остановилась около компьютера, стоящего в углу.




Из-за монитора вылез маленький человечек, весь в черном, в тёмных очках. Увидев РЭССИ и сказочных героев, он испугался и сказал, что пошутил, что он больше не будет. Но ему никто не поверил. Электроник и Алиса велели вернуть героям сказок всё, что он у них взял без разрешения. Вирус Вреднилус повиновался.


Что будем с ним делать? – спросил Буратино. Решили заточить его в кувшин. Запечатать тот кувшин семью печатями и бросить в море- океан. Выполнить наказание выпала честь джинну из волшебной лампы. Что он с радостью и сделал. А сказочные герои вернулись в свои книжки. Давайте к уже угаданным добавим те сказки, о которых мы еще не вспомнили, но герои которых активно принимают участие в невероятных событиях!




Когда утром сотрудники библиотеки пришли на работу, то книги и игрушки стояли на своих местах, и о ночном происшествии никто ничего не узнал. Но ведь это только один из рассказов Дядюшки Жирафа! А их у него много! Так что, дорогие ребята, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! ЖДЕМ ВАС!

Сценарий литературной игры «Поле чудес» с интерактивной презентацией


Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-го класса (УМК «Школа 2100»). Может быть использовано при работе с детьми младшего школьного возраста на уроке внеклассного чтения, на библиотечном часе, в качестве итогового мероприятия во время проведения декады русского языка и литературы, в группе продлённого дня, при организации летнего отдыха детей и т.д.
Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД, работникам библиотеки, организаторам детского досуга.
Сценарий рассчитан на 45 минут.
Цель игры: поднять престиж знаний, полученных на уроках литературного чтения, через их применение в нестандартной ситуации.
Задачи: способствовать расширению кругозора учащихся, содействовать развитию умения строить простейшие умозаключения и обосновывать свои убеждения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, звуковые колонки, экран, барабан для игры в «Поле чудес»; призы победителям.
К сценарию прилагается интерактивная презентация, в которой нужные буквы загаданного слова на слайде открываются по щелчку.

Ход игры:

(Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес»)
Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на литературном капитал-шоу «Поле чудес». Сегодняшняя игра будет посвящена вашим любимым литературным героям, а точнее памятникам, которые этим героям поставлены в разных уголках мира.
Я очень надеюсь на ваше активное участие, так как только при этом условии наша встреча будет яркой, содержательной и запоминающейся. Участвовать в сегодняшней игре могут все, без исключения. А определить тех ребят, которые будут крутить барабан, помогут вопросы трёх отборочных туров. В каждом отборочном туре по три задания. Тот, кто первым назовёт ответ на вопрос, войдёт в тройку основных участников.
Болельщики смогут проявить свои литературные познания в «Игре для зрителей».

I отборочный тур «Литературные омонимы»

(В первом отборочном туре принимают участие все желающие, в остальных отборочных турах - только те, кто ещё не участвовал в основной игре.)
Омонимы – это слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению. Например, ручка (дверная) и ручка (шариковая).
Задание 1 . Это не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
Задание 2 . Первое – это имя мальчишки, ну а второе – читается в книжке. (Роман)
Задание 3 . Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена. (Том)


Резервное задание:
На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ её весь выбирает.
А третью в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте. (Глава)


Первый раунд

Давайте поддержим аплодисментами игроков первой тройки! Представьтесь, пожалуйста, ребята.
Давайте вспомним основные правила капитал-шоу «Поле чудес». Вы знаете, что вашей целью является отгадать спрятанное слово, называя поочерёдно буквы. Если буква названа верно, вы можете крутить барабан дальше, если ошиблись – происходит переход хода.
За каждую верно угаданную букву вы получаете очки. В конце игры приз, кроме финалиста, получит тот игрок, который заработает большее количество очков.
У нашего барабана есть особенные сектора:
1. П – сектор приз, игрок имеет право выбрать: взять приз из чёрного ящика и выбыть из игры, либо продолжить игру, отказавшись от приза.
2. + - сектор плюс, игрок может попросить открыть любую букву на табло. Если эта буква встречается несколько раз, то открываются все.
3. Б – сектор банкрот, все набранные очки сгорают, ход передаётся другому игроку.

4. 0 – сектор ноль, переход хода.
5. X2 – очки, набранные игроком, удваиваются, если он правильно назовёт букву.

Победители каждого тура выходят в финал. В «Поле чудес» побеждает тот игрок, который отгадает финальное слово. Для победителя, как известно, проводится суперигра.
Зрителей во время отгадывания слова мы попросим не называть вслух, даже шёпотом, свои версии ответов.
Правила понятны? Тогда слушаем задание для первой тройки игроков: Памятник какому сказочному герою стоит в итальянском городе Коллоди? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Пиноккио. Отгадавший обязательно должен прокомментировать свой ответ до открытия слова, объяснить зрителям, какая подсказка присутствует в самом задании.)


Кто не знает историю про деревянного мальчугана Пиноккио, мечтавшего стать настоящим человеком! Эту сказку написал итальянский писатель Карло Коллоди. Кстати, мало кто знает, что настоящая фамилия писателя – Лоренцини. Псевдоним Коллоди для своих произведений он выбрал в честь полюбившегося итальянского городка, в котором провёл свои юношеские годы.


Рассмотрите памятник Пиноккио. Здесь он изображён не один, а со своими друзьями. Мы видим сокола, который однажды спас его от гибели, а также Фею с лазурными волосами, благодаря которой в груди деревянной беспечной куклы забилось настоящее человеческое сердце.

II отборочный тур «Инициалы русских поэтов»

Инициалами называют первые буквы имени, отчества и фамилии человека, или фамилии, имени и отчества.
1. Инициалы какого знаменитого русского поэта складываются в спортивный термин ПАС? (Пушкин Александр Сергеевич)


2. Инициалы какой всем известной детской поэтессы складываются в название большого танцевального вечера: БАЛ? (Барто Агния Львовна)


3. Инициалы какого детского писателя можно сложить в слово СЯМ? (Самуил Яковлевич Маршак)


Резервное задание:
Инициалы какого детского писателя состоят из трёх букв ННН? (Николай Николаевич Носов)

Второй раунд

Итак, поприветствуем игроков второй тройки! Как вас зовут, дорогие друзья, представьтесь, пожалуйста!
Ваше задание : Памятник какой сказочной героине уже больше века является всемирно известной достопримечательностью Копенгагена (Дания)? (Игроки крутят барабан, открывают буквы в слове Русалочка. Отгадавший комментирует свой ответ.)


Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен много лет назад создал творение, которое прославило его на весь мир. Это трогательная история о том, как юная русалочка самоотверженно пожертвовала своей жизнью во имя чистой и светлой любви.
В настоящее время крошечная леди, так называют её датчане, сидит на набережной в Копенгагене и с тоской смотрит на проплывающие мимо неё суда.
Существует такое поверье: если прикоснуться к Русалочке и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Также говорят, что памятник приносит удачу всем, кто его увидит. Поэтому если захочешь сфотографироваться с Русалочкой, обязательно приходи на набережную рано утром, опоздаешь – памятник будет окружён толпой туристов.

III отборочный тур «Русские народные сказки»

1.В какой известнейшей сказке говорится о четырёх дерзких побегах и одном злодейском убийстве? («Колобок»)


2. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка)


3. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапка-невидимка)
Резервное задание:
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)

Третий раунд

Поприветствуем игроков третьей тройки! Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники!
Ваше задание : Посещая Стокгольм (Швеция), вы обретаете уникальную возможность воочию увидеть персонажа, который поселился на крыше дома своей создательницы. Кто этот персонаж? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Карлсон. Отгадавший рассказывает болельщикам о логике своих рассуждений.)


В столице Швеции, городе Стокгольме, есть сказочный мир-музей Юнибакен, придуманный и созданный при участии Астрид Линдгрен. В этом центре развлечений вы побываете на Площади Сказок, где встретитесь с Муми-троллями и другими героями шведских сказок, покатаетесь на маленьком Сказочном поезде, посидите на лошади Пеппи Длинныйчулок и даже побываете в комнате у Карлсона. Сам же любимец всех детей планеты будет наблюдать за происходящим «летая» над крышами музея.

Задание : В 2009 году в селе Мячково (Подмосковье) был открыт памятник овощу, который прославил родной край. В образе какого сказочного персонажа увековечен этот овощ?


Старинное подмосковное село Мячково славу свою завоевало в XIX веке, когда один из местных жителей, вернувшись с Русско-Турецкой войны, привёз домой болгарский лук. Лук это пришёлся по душе жителям села: сладкий, крупный, ароматный. Через некоторое время в каждом дворе стали возделывать этот овощ. Сборы от его продажи стали основным доходом местного населения. В благодарность своему кормильцу жители воздвигли ему памятник в образе Чиполлино с трогательной надписью «Счастье наше луковое».

Игра со зрителями

Задание : Чтобы прочитать имя известного литературного персонажа, вам необходимо вспомнить фамилии детских писателей.
(Призы получают зрители, первыми назвавшие фамилии писателей, а также зритель, угадавший слово Маугли.)


(Щёлчок по звезде под третьей буквой, открывается слайд.)


(Когда дети назовут автора книг Э. Успенского, щёлкаем по звёздочке, возвращаемся к слайду с заданием и открываем третью букву У.)


(Далее действуем аналогично до тех пор, пока зрители не угадают слово. На красные звёздочки можно нажимать в любом порядке, синюю оставляем напоследок.)


С. Лагерлёф - открывается пятая буква Л.


А. Ишимова - открывается шестая буква И.


А. Гайдар - открывается четвёртая буква Г.


Г.-Х. Андерсен - открывается вторая буква А.


В. Маяковский - открывается слово Маугли

Суперигра


Задание : Этот милый зверёк из известной сказки Эдуарда Успенского является только частью скульптурной композиции, расположенной в подмосковном городе Раменское. Назовите имена двух хороших друзей из этой же сказки, которых не хватает на фотографии. (Финалисту можно назвать 5 любых букв, при совпадении эти буквы открываются. На угадывание слова игроку отводится 1 минута.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

По дорогам сказок

(литературная викторина

для младших школьников)

подготовила

учитель начальных классов

Тульченко Ирина Анатольевна

МБОУ «Октябрьская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района

Литературная викторина "По дорогам сказок"

Цель занятия:

    Обобщить знания детей по сказкам;

Задачи занятия:

    Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

    Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам;

    Продемонстрировать успехи, умения и навыки;

    Формировать раскрепощённость перед зрителями, умение проявить свои творческие способности;

    Развивать коммуникативные, научно-исследовательские, социальные компетенции.

Ход занятия:

До начала игры необходимо сделать игровой кубик, желательно, чтобы он был яркий и точки на нём были хорошо видны зрителям в зал.

Ведущий:

Здравствуйте, мальчики и девочки! Начинаем нашу викторину "По дорогам сказок". Сегодня в ней принимают участие...(участники называют свои имена)

Ведущий:

Спасибо, нам было очень приятно познакомиться с вами! А теперь проведём разминку.

(Ведущий проводит разминку, чтобы определить участников и болельщиков.) Кто в разминке наберёт больше баллов, тот будет участником, остальные - болельщиками.

(За правильный ответ -1балл)

Вопросы разминки:

1.Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра?(12)

2.Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена"Дикие лебеди"? (11братьев)

3.Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

4.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)

5.Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого "Три медведя"? (Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)

6.Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)

7.Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?

("Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?")

8.Какой мальчик должен был выложить слово "вечность"? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет.(Кай)

9.Где находится смерть Кощея Бессмертного?(Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

10.Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

11.Сколько раз старик бросал в море невод?(3)

12.Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?(40)

13.Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька, из повести-сказки

Л. Лагина? (Хоттабыч)

14.От кого ушёл Колобок? (От дедушки, от бабушки, зайца, волка, медведя.)

Ведущий:

Викторина состоит из 6 туров:

1-ый тур-Пушкиниана;

2-й-Сказки зарубежных писателей;

3-й-Чей это портрет? 4-й-Русские народные сказки;

5-й-Сказки русских писателей,

6-й-Очкосгорательный.

(На столе расположены карточки с названиями туров, каждый тур имеет свой номер.) Этот номер нам нужен для того, чтобы,бросив кубик с шестью номерами, определить номер тура. Бросаем кубик. Выпала цифра 3, тур "Чей это портрет?" (.На карточке 10 вопросов, команды выбирают номер вопроса. За правильный ответ -2 очка.)

1-й тур. Пушкиниана

1.Что кричал петушок, сидя на спице?

( Кири-куку,

Царствуй,лёжа на боку.)

2.Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

( "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь")

3.К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру)

4.На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх,плотник)

5.Из какой сказки эти строки?

...Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

"Как же долго я спала!"

( "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".)

6.Из какой сказки эти строки?

-Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу.

("Сказка о попе и работнике его Балде")

7.Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(Волю первую твою

Я исполню,как мою.)

8.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)

9.Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года)

10.Кого называл Балда меньшим братом? (Зайца)

2-й тур. Сказки зарубежных писателей

1.Кто послал принцессе розу и соловья? (Принц из сказки Г.Х.Андерсена "Свинопас".)

2.Кто самый лучший в мире фантазёр и сладкоежка, большой друг Малыша? (Карлсон)

3.В какой сказке медведь сам сочинял стихи? ("Винни-Пух и все-все-все")

4.Какая девушка на балу потеряла туфельку? (Золушка)

5.Как звали хозяина Кота в сапогах? (Маркиз Карабас)

6.Кто носил пояс с надписью "Когда злой бываю, семерых убиваю"? (Храбрый портной).

7.Назовите страну, где вместо "доброго утра" говорят"спокойной ночи", где в булочных продают карандаши, краски, клей, а в канцелярских магазинах продают хлеб?

(Страна лжецов)

8.В какой сказке на земле идёт снег, если на небе взбивают пуховую перину?("Госпожа Метелица")

9.Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело житейское)

10.Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка)

3-й тур. Чей это портрет?

1."Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте село стоит;

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут..."

Кто это?(Чудо-юдо рыба-кит)

2.Чей это портрет?

"Лежит, потягивается, с боку на бок переваливается. Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать..."(Ленивица)

3.Кто эта героиня, и из какой сказки?

"Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей-

Королевич Елисей"

(Царевна из сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

4."Но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге. Она тоже была вырезана из картона, на плечах-голубой шарф, а на груди - блестящая брошка, такая же большая, как голова её владелицы, и такая же красивая". Угадали, кто это?

(Балерина из сказки "Стойкий оловянный солдатик")

5."Как только этот ребёнок научился лепетать, он сразу же стал говорить премилые вещи, а во всех его поступках было столько ума, что нельзя было им не восхищаться. А на голове у него был хохолок..."Как звали этого принца?

(Рике с хохолком)

6.В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

"Месяц под косой блестит,

И во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава".

(А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане".)

7."Она слегка прикоснулась к её платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями". Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное?

(Фея, "Золушка")

8.Угадайте, кто это?

"Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт-валит густой пар"

(Мороз Иванович)

9."Идёт, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела".Про какую девочку здесь говорится?

(Про девочку Женю из сказки В.Катаева "Цветик-Семицветик")

10."Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя."

Кто это? Где вы с ней встречались? Кто о ней написал?

(Г.Х.Андерсен "Снежная королева")

4-й тур. Русские народные сказки

1.Кто с кем такой делёж устраивал: "Твои вершки, а мои корешки".

(Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь")

2.Скажите, какого героя провели на пирожках?

(Медведь из сказки "Маша и медведь")

3.Кто варил кашу, применяя ум и смекалку?

(Солдат в сказке "Каша из топора")

4.Как мужик разделил без обиды одного гуся на семерых: барина, барыню, сыновей и двух дочерей и себя не обидел?

(Барину - голову, барыне - гузку, сыновьям ножки, крылышки - дочерям, а себе - всё туловище.)

5.Какими словами начинаются русские народные сказки?

("Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...".)

6.Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать ковёр)

7.Чем кормила лиса журавля?

(Кашей)

8.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?

(В сказке "Иван -крестьянский сын и Чудо -юдо".)

9.Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя -простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

("Петушок-золотой гребешок".)

10.Кто первый нашёл теремок?

(Мышка-норушка.)

5-й тур. Сказки русских писателей

1.Как зовут волшебницу, которая боялась воды, и сколько лет она не умывалась?

(Бастинда, 500 лет.)

2.Кто написал сказку "Приключения Незнайки"?

(Н.Носов)

3.Как зовут главных героев сказки Э.Успенского"Каникулы в Простоквашино"?

(Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин.)

4.Как звали толстяков из повести Ю. Олеши "Три толстяка"?

(Имён нет)

5.По каким странам путешествуют герои сказок А.Волкова?

(Страна болтунов, прыгунов, мигунов, жевунов и т.д.)

6.Какого насекомого испугались все звери?

(Таракан из сказки К.Чуковского "Тараканище")

7.В какой сказке король больше всего на свете любил манную кашу и как звали повариху, которая знала секрет приготовления этой каши?

(Сказка С.Прокофьева "Лоскутик и облачко", Барбацуца)

8.Кто написал сказку "Колобок идёт по следу"?

(Э.Успенский)

9.Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику?

(Дудочка; В.Катаев "Дудочка и кувшинчик")

10.С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

(Буратино)

6-й тур. «Доскажи словечко». 1. Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далеких из полей Прилетает……(воробей) 2. Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными …(грибами) 3. Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку, Та бежать И вприпрыжку Под….! (кровать) 4. А за нею вилки, Рюмки да бутылки, Чашки да ложки Скачут по…(дорожке) 5. И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, То тюлень позвонит, то …(олень) 6. Только раки-забияки Не бояться бою-драки; Хоть и пятятся назад, Но усами….(шевелят) 7. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку ….(посадили) 8. У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже …(брюки) 9. Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок….(командир) 10.Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого…(мясника) 11.Шила мне кафтаны, Шила сапоги, Сладкие, румяные Пекла мне…(пироги) 12.И была у них одна Скрюченная кошка, И мяукала она, Сидя у …(окошка) 13.Мура туфельку снимала, В огороде закопала: - Расти, туфелька моя, Расти, маленькая! Уж как туфельку мою Я водичкою … (полью) 14.Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые – В них застежки…(золотые) - Ребята, а что объединяет все эти отрывки из стихотворений? (Сказки К.И.Чуковского)

Подведение итогов.

Поощрение наиболее активных участников.

Литература:

1. Веселова К. И. Сказки, песни, загадки.- Москва: Детская литература, 2004.

2. Митунок С. П.Праздники, утренники в начальной школе.- Москва: Детская литература, 2009г

3. Остроумов В. А. Стихи для детей и про детей.- Смоленск: ПЕРСЕЙ*ВЕЧЕ*АСТ, 1995.

Литературная игра – викторина

«По страницам книг и мультфильмов»

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся; расширять кругозор детей; прививать любовь к чтению художественной литературы; развивать чувство ответственности и умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, аудиозапись песен из мультфильмов.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя и ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы

Проверить, как внимательно вы читаете книги, хорошо ли запоминаете их названия,

А начнем мы нашу игру с разминки, чтобы вы в процессе игры могли быстро и

четко давать ответы.

Конкурс 1: каждому классу дается карточка со скороговоркой. Команда готовится 1 минуту, а затем

хором произносит её. Если ошибок нет, то получают фишку.

    Дед Данила делил дыню:

дольку – Диме, дольку – Дине.

    Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап!

    Боря Ире дал ириску,

Ира боре – барбариску.

    Мама Милу мыла мылом.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

5. Мышка – под книжкой

С книжкой под мышкой.

Книжка – под мышкой

Мышка под книжкой.

    Зимним утром от мороза

На заре трещат морозы.

    В живом уголке

Жили ужи да ежи.

У ежа – ежата,

У ужа – ужата.

    Кошка Крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

Конкурс 2: в этом конкурсе мы проверим, хорошо ли вы знаете персонажей сказок.

    Кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)

    Веселый человечек – луковка? (Чиполлино)

    Как звали папу Буратино? (Папа Карло)

    Кого боялись 3 поросенка? (волка)

    Девочка, которая спала в цветке? (Дюймовочка)

    Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

    Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф. Наф-Наф)

    Кого воспитывали волки, медведь, пантера? (Маугли)

    Как звали брата Аленушки? (Иванушка)

    Кого подкарауливал волк у дома бабушки? (Красную Шапочку)

    Как звали владельца волшебной лампы? (Алладин)

    Пантера, друг Маугли? (Багира)

    Кто совершает полет в ступе? (Баба-Яга)

    Кто убежал от бабушки и дедушки с окна? (колобок)

    Как звали девушку у семи гномов? (Белоснежка)

    Мальчик, сделанный из полена? (Буратино)

    Кто ходит по цепи днем и ночью? (кот)

    Исполнительница желаний бабки? (золотая рыбка)

    Медвежонок, который ходил в гости по утрам? (Винни-Пух)

    Девочка. Попавшая в страну Зазеркалье? (Алиса)

    Что тащила целая семья из земли? (репку)

    Сколько было козлят у козы? (семеро)

    Кого не догнали три медведя? (Машу)

    Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)

    Кому подставил поп свой лоб? (Балде)

    Перечислите героев из сказки «Бременские музыканты» (осел, собака, кот, петух)

    Черепаха, которая помогла Буратино? (Тортилла)

    Кого спас от паука комар? (муху Цокотуху)

    Самый добрый доктор? (Айболит)

    В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учится ему лень. (Незнайка)

Конкурс 3: отгадайте, к какому произведению эти иллюстрации. (показываются рисунки детей

или иллюстрации художников, сделанные к различным произведениям)

конкурс 4: узнайте, из какого произведения данные строки и кто автор.

    «Мы с тобой одной крови – ты и я» («Маугли» Киплинг)

    «Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»

(Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)

    Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Князь у синя моря ходит

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

    «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть злым и безобразным».

(сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)

    «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по-моему… вели.»

(сказка «Цветик-семицветик» В.Катаев)

    «Сивка-бурка, вещий каурка. Встань передо мной, как лист перед травой!»

(П.Ершов. «Конек-горбунок»)

7. «Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

8. «Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас.» (Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

Конкурс 5: отгадайте, кому принадлежат эти вещи? (показ рисунков в крупном размере)

    Золотое яичко (курочка Ряба)

    Хрустальная туфелька (Золушка)

    Цветик – семицветик (Девочка Женя)

    Золотой ключик (Буратино)

    Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка)

    Разбитое корыто (старуха)

    Красная шапочка (Красная Шапочка)

    Сапоги (кот в сапогах)

Конкурс 6: музыкальный. Дети должны отгадать, из какого мультфильма та или иная мелодия или

песня. (включается фонограмма)

Конкурс 7: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

    Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим, Сим, откройся!)

    Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

    Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

    Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

    Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

    Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

Конкурс 8: проверим, знаете ли вы пословицы. Я начну, а вы закончите пословицу.

    Больше дела, …… (меньше слов)

    Возьми книгу в руки, так и не будет ….(скуки)

    Век живи. Век …..(учись)

    Терпенье и труд всё …..(перетрут)

    Дружба крепка не лестью, а правдой и …..(честью)

    Книга – лучший …(друг)

    Кто не работает, тот …(не ест)

    Любишь кататься - люби и ….(саночки возить)

    Недаром говорится, что дело мастера …(боится)

    Слово не воробей: вылетит - …(не поймаешь)

    Ученье – свет, а неученье - …(тьма)

    Поспешишь – людей ….(насмешишь)

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и показали свои знания. А это значит, что вы много читаете и хорошо учитесь. Я желаю вам дальнейших успехов в учебе и много интересных книг, которые несут знания.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook