Формирование маршрутных листов. Логистика. Распределение маршрутов Маршрутный лист в 1с

Многие организации осуществляют доставку товаров покупателям с помощью собственной службы доставки. В процессе работы возникает необходимость сформировать для каждого курьера маршрутный лист - список с указанием покупателей, адресов доставки и другой дополнительной информации.

Программа «1С:Управление торговлей, ред. 10.3» в целом не предназначена для автоматизации службы доставки, но с помощью некоторых хитростей можно добиться необходимого результата.

Особенности оформления заказов покупателей для целей формирования маршрутных листов

Каждый заказ покупателя оформляется в базе с помощью документа «Заказ покупателя». В целом заказ заполняется как обычно, но есть некоторые особенности.

Меню: Документы - Продажи - Заказы покупателей

Добавим новый заказ, укажем покупателя, склад отгрузки и список продаваемых товаров:

В поле «Отгрузка» желательно указать дату предполагаемой отгрузки/доставки. Потом, при печати маршрутного листа, понадобится отфильтровать заказы, которые нужно доставить сегодня. Дату отгрузки можно указать сразу или потом, в момент распределения заказов между курьерами.

На закладке «Дополнительно» указывается адрес доставки и другая дополнительная информация:

Распределение заказов в 1С между курьерами

В конце дня нужно отобрать заказы, которые необходимо доставить завтра, и распределить их между курьерами. За само распределение заказов отвечает сотрудник, т.к. в типовой конфигурации «Управление Торговлей» отсутствуют помощники планирования маршрутов. В каждом заказе можно указать информацию о курьере. Также можно сразу указать дату отгрузки, если вы не сделали этого в момент создания заказа.

Распределять заказы будем с помощью формы списка заказов покупателей. Чтобы видеть только нужные заказы можно поставить отбор по дате создания заказа:

Или сделать отбор по дате отгрузки заказа, если вы ее заполняете в момент создания заказа:

Таким образом, мы получили список заказов, которые нужно обработать. Распределим их между курьерами и укажем курьера в каждом заказе.

Для указания курьера воспользуемся механизмом свойств и категорий - создадим свойство заказа «Курьер».

Создавать и указывать свойства заказа можно в форме самого заказа. Откроем форму одного из заказов двойным кликом.

Открыть список дополнительных свойств заказов можно по кнопке:

Изначально список свойств пустой, в базе еще нет ни одного дополнительного свойства:

Для создания нового свойства нажмем кнопку «Добавить», в окне «Выберите назначение свойства» выберем «Документ заказ покупателя». Далее укажем наименование свойства - курьер, тип значений - физические лица.

После создания свойства в каждом заказе появится возможность указать курьера. Курьера мы будем выбирать из справочника «Физические лица», где хранится список сотрудников компании.

По кнопке «ОК» сохраним и закроем свойство.

Новое свойство сразу появляется в окне редактирования свойства заказа, выберем в качестве курьера Волкова А.И.:

Важно: создать свойство «Курьер» нужно только один раз. После создания оно будет отображаться во всех заказах.

Таким же образом курьеров в других заказах, которые нужно доставить завтра.

Если вы не указываете дату отгрузки в момент ввода заказа, обязательно укажите ее в момент распределения заказов. Это можно сделать одновременно с выбором курьера.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического распределения курьеров по маршрутам следования можно воспользоваться разработкой автоматизация службы доставки от команды 1CStyle.ru

Формирование маршрутных листов в 1С

Для формирования маршрутных листов воспользуемся отчетом «Ведомость по заказам покупателей». Отчет потребует дополнительных настроек.

Меню: Отчеты - Продажи - Анализ заказов - Ведомость по заказам покупателей

Печать маршрутного листа по одному курьеру

Откроем отчет и зайдем в настройки по кнопке «Настройка». Включим в отчете использование свойств и категорий:

Нажмем кнопку «Добавить» в таблице «Отборы». В окне выбора поля найдем заказ покупателя, развернем его по плюсу и двойным кликом выберем поле «Курьер (св-во Заказ покупателя)»:

В качестве значения выбираем нужного курьера - Волков А.И.

Точно также добавим отбор по полю «Дата отгрузки» заказа покупателя:

После этого в отчете останутся только заказы на завтра для Волкова:

В заказе достаточно много колонок по количеству и сумме доставляемых товаров. Отключим ненужные показатели в настройках в таблице «Показатели». Оставим только два показателя: «Количество» (кон. остаток) и «Сумма взаиморасчетов» (кон. остаток):

Кроме того, выведем в отчет дополнительные поля: адрес доставки, дополнение к адресу, контрагента. Для настройки дополнительных полей нужно переключиться в режим расширенной настройки (поставим флаг «Расширенная настройка» в левом нижнем углу).

На закладке «Дополнительные поля» повторите следующие настройки:

Таким образом, мы заменили номер и дату заказа на информацию о контрагенте, а рядом с контрагентом, в отдельных колонках, будет выведен адрес доставки и дополнительная информация.

Пример готового отчета:

Печать маршрутного листа по всем курьерам

Для того чтобы напечатать маршрутный лист по всем курьерам, нужно сделать небольшие изменения в текущей настройке (лучше переключиться из расширенной настройки в обычную):

  1. Удалим строку отбора по курьеру (таблица «Отборы» внизу).
  2. Добавим группировку строк «Заказ покупателя. Курьер» (таблица «Группировки строк» наверху посередине), сделаем эту группировку первой.

Измененные настройки:

Пример сформированного отчета:

Путевой лист – документ, на основании которого учитываются затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы). Печатная форма (форма по ОКУД № 0345001) не является обязательной для всех организаций, кроме транспортных компаний. В типовых конфигурациях 1С 8.3 нет печатной формы путевого листа (можно добавить как внешнюю), но реализовано несколько способов :

  • По авансовым отчетам
  • По талонам
  • По топливным картам

Рассмотрим пошаговую инструкцию и некоторые особенности каждого из них.

Схема учета выглядит следующим образом:

  • Выдача наличных денег подотчетнику
  • Оформление авансового отчета
  • Возврат наличных в кассу
  • Списание затрат на ГСМ по топливным картам

На рис.1 изображен авансовый отчет, в котором отражены сразу несколько операций: отчет о выданном авансе, оприходование бензина на склад, данные о счете-фактуре (если такой имеется).

На рис.2 можно видеть проводки документа. Чтобы счета учета по номенклатуре «Бензин АИ-92» заполнились автоматически, необходимо в регистре сведений « » добавить строчку для группы «ГСМ» (см. рис.3)

Печатную форму путевого листа можно подключить как внешний отчет или обработку в справочник «Дополнительные отчеты и обработки» (см. рис.4). Сам отчет придется заказывать у специалистов либо приобретать на Инфостарте .

Возврат денег по авансовому отчету (в нашем примере это 8 руб.) оформляется документом « », который заполняется автоматически в режиме «Ввести на основании» из документа « ».

Списание ГСМ по топливным картам

В отличие от талонов, топливные карты учитываются не как , а как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 006.

В общем виде схема учета состоит из следующих пунктов:

  • Оприходование топливной карты
  • Оприходование бензина, поступившего по топливной карте
  • Списание затрат.

Оприходование стоимости топливной карты можно оформить как поступление услуги – см. рис.11 и рис.12. А саму карту учесть на счете 006 ручной операцией (рис.13)

Поступление топлива оформляется документом « » (см. рис.14, рис.15).

Во многих торговых фирмах стоит проблема оперативного планирования доставки продукции. Формирование машин, оптимизация расходов на доставку.

Предлагаю решение, которое вполне подойдет для небольших организаций.

Для примера возьмем конфигурацию «Комплексная Автоматизация редакция 1.1».

Исходные данные и задачи

1. У нас имеется некоторое количество накладных (документ «Реализация товаров и услуг»), которые необходимо доставить клиентам. Клиенты находятся в различных районах города.

2. У нас есть в распоряжении некоторое количество автомобилей с заданными параметрами - грузоподъемность, объем. Автомобили могут быть как собственные, так и наемные.

Задачи, которые необходимо решить:

1. Распределить накладные по имеющимся машинам таким образом, чтобы минимизировать пройденное расстояние каждым автомобилем.

3. Создать механизм быстрой печати сопроводительных и иных документов.

4. При всех прочих условиях внести в конфигурацию минимум изменений .

Логистическое решение и пример его реализации.

Основная мысль - разбить всю область доставки на отдельные районы и каждому контрагенту или торговой точке присвоить свой район.

Каким образом организовать районы - дело логиста. Например можно просто карту разбить на сектора - Центр, Заволжский район, Железнодорожный район и т.д. Можно организовать районы радиально, по секторам. Можно учесть нагрузку на конкретные районы и создать «под-районы» (например, Центр-Север, Центр-Ленина и т.д.). В любом случае это дело логиста.

Для этой цели создаем новый справочник «Районы».


Справочник районы

Я реализовал также подсветку, чтобы в будущем логисту было более наглядно видны районы по цветам.

Для учета автомобилей создаем справочник «Автомобили».

Добавляем реквизиты, кроме стандартных:

Водитель;

Экспедитор;

ГосНомер;

Грузоподъемность;

Вместимость;

РайонПоУмолчанию

Цветовое обозначение


Справочник автомобили

Документ «Маршрутный лист»

Создаем новый документ, который будет содержать информацию о каждом конкретном рейсе: автомобиль, водитель, экспедитор, район, а также информацию о документах и товарах, которые везет водитель.


Документ маршрутный лист

Также, данный документ содержит информацию о стоимости рейса, также можно реализовать расчет стоимости по каким-то критериям - статьям, например, количество точек (накладных) и пр.

Консоль печати маршрутного листа

В маршрутный лист может входить десятки документов и точек доставки. На каждую точку необходимо распечатать различные документы - ТОРГ-12, счет-фактуры, накладные, реестры сертификатов, да и мало ли какие печатные формы используются в организации. Также нужно распечатать, собственно маршрутный лист экспедитора, согласно которому он повезет товары.

В обычном режиме оператору нужно зайти в каждый документ, распечатать необходимые формы.

При использовании консоли печати можно заранее настроить какие документы нужно распечатать. После настройки документы можно печатать пачкой.
То есть оператор нажатием на одну кнопку распечатывает все настроенные документы. Оператору остается лишь проштамповать бумаги печатями, подписать и отдать всю пачку водителю-экспедитору.


Консоль печати
Настройка консоли печати

В нашем случае есть возможность самостоятельно создавать необходимые внешние печатные формы и загружать из в обработку. Механизм полностью реализован с помощью внешних печатных форм.

Формирование маршрутов

Создана специальная внешняя обработка, которая позволяет логисту проанализировать какой груз (накладные) необходимо доставить, куда доставить и какими средствами доставить.

Данная обработка позволяет оценить логисту вес, количество товара, объем, который будет загружен в выбранные автомобили, а также поможет распределить реализации по автомобилям.

Результатом работы обработки является формирование документов «Маршрутный лист».


Формирование маршрутов

В данном решении возможны любые корректировки по желанию заказчика.

Если у Вас есть какие-либо вопросы, или Вас заинтересовало данное решение - пишите.

Предистория:

Запускал торговую систему в крупном дистрибьюторе продуктов питания. Поначалу проект стартовал в филиале в Санкт-Петерубрге. И после успешного запуска, уже планировалось запускать в Москве. И как раз перед запуском логист сообщил мне, что предложенный вариант маршрутизации его совсем не устраивает, работать с системой неудобно. На тот момент в Санкт-Петербурге нужно было в день маршрутизировать около 200 точек и 15 машин, в Москве - 500 точек и 40 машин. Самое интересное, что идея использования карт была логистом сходу отвергнута. Он предложил свой вариант, тем более раньше он работал по аналогичной схеме, но в другой программе (не 1С). Вынужден был создать обработку для наглядной маршрутизации (и вышло лучше, чем в старой программе логиста). И сейчас обработка используется в 4 странах в наших филиалах: Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия.

Проверялось на релизе:

1С 7.7.27, 1С++ 2.0.3.7, Windows XP (на Windows 7 есть проблемы с раскраской строк в библиотеке 1С++).

Что делает обработка:

Позволяет разделять документы отгрузки на неотмаршрутизированные и маршрутизированные, а также группировать документы по секторам и точкам доставки. Результат работы обработки - созданные документы "Маршрутный лист" с заполненной табличной частью из документов отгрузки и поступлений.

Кому полезна обработка:

Программисту, которому нужна в 1С 7.7 функция маршрутизации локальной доставки грузов и если готов вносить изменения в конфигурацию.

Подробности:

Конфигурацию и обработку придётся менять. Обработка работает с объектами конфигурации:

  • Справочник "Точки доставки" - для указания точек доставки груза и мне не нравится идея использования Контрагентов для этой функции (кто работал в торговых компаниях, знает, что у одного юрлица может быть несколько торговых точек. Например, самая крупная торговая сеть в России насчитывает более 3 тыс. точек).
  • Справочник "Секторы доставки" - позволяет группировать точки доставки в секторы для упрощения маршрутизации (сейчас в моей компании Москва и область разделены на 200 секторов).
  • Справочник "Блоки доставки " - позволяет группировать одну или несколько точек в блок для выдачи задания кладовщикам на сбор груза. Каждый блок означает отдельное задание. В моём случае, справочник создан для синхронизацией с WMS "Управление складом".
  • Документ "Маршрутный лист" - хранит информацию об автомобиле, водителе и список документов отгрузки (каждый день создаются отдельные маршрутные листы, для одного автомобиля может быть несколько маршрутных листов, если водитель выполняет несколько рейсов).
  • Справочник "Перевозчики" - для хранения сведений об автотранспортных организациях
  • Справочник "Автомобили" - информация об автомобилях, подчинен Перевозчикам
  • Справочник "Водители" - сведения о водителях, подчинен Перевозчикам
  • В документах "Реализация" , "Возврат от покупателя" , "Поступление от покупателя" , "Списание" добавлен реквизит "Водитель ".

Как работает обработка:

Логист выбирает день маршрутизации и выводится список документов (Реализация, Возврат и т.д.) в таблице неотмаршрутизированных документов. Документы сгруппированы по точкам, чтобы несколько документов по точке выводились в одной строке. Можно посмотреть список документов по точке, нажав на пиктограмму треугольника. Перенос между таблицами неотмаршрутизированных и маршрутизированных заявок осуществляется двойным щелчком мыши или нажатием на Enter.

Чтобы было удобно работать с большим количеством точек, логисту нужно установить монитор с диагональю от 20 дюймов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook