Мертвый сезон: Перекрестки. Настольная игра Мертвый Сезон. Перекрестки Мертвый сезон правила

Нравятся ли вам настольные игры и фильмы про зомби апокалипсис? Если «да», то отложите свои дела и посвятите 3 минуты обзору игры «Мертвый сезон: Перекрестки». Из обзора вы узнаете достоинства и недостатки этой настолки.

Что за игра?

«Мертвый сезон» — кооператив на тему зомби апокалипсиса. Вы – выжившие, игра — зомби. Как и принято в хороших кооперативах – игра причиняет страдания и боль, вы коллективно преодолеваете невзгоды. Цель – получить удовольствие от совместного переживания и попытки решить игровую задачу.

Мёртвый сезон. Перекрестки (Dead of Winter: A Crossroads Game)

Кроме кооператива, «Мертвый сезон» еще и америтреш, где сопереживание героям выше математических расчетов. Поэтому попутно удается полностью погрузиться в атмосферу альтернативного настоящего, страха и обреченности – для любителей фильмов и игр на заданную тему актуально. С другой стороны, никаких кошмаров, игра не оставляет негативных психологических последствий.

Как играть?

Опасность повсюду, единственный островок безопасности – это колония с несколькими выжившими, но отсидеться не получится. Отсюда вам предстоит совершать рискованные вылазки в локации за нужными предметами, которые требуются для выполнения заданий.

В начале игры выбираем основную цель. Цели различаются по сложности и продолжительности партии. Затем раскладываем игровое поле и делаем на нем стартовую раскладку (указана на карточке цели). Также нам потребуется 6 локаций с предметами — собственно, предметы в локациях – это ключ к победе. Каждому игроку выдаются дополнительно секретные карты с личной миссией. Благодаря им вы обязаны собирать предметы не только ради общего блага, но и для себя лично, так как в случае невыполнения своего задания, даже если колония победила, для вас партия закончится неудачей. Кроме того, может достаться роль предателя, задача которого сделать так, чтобы хорошие парни проиграли.

Карта с «главной целью». Dead of Winter

Каждому игроку предстоит непосредственно руководить своей группой выживших (персонажей), которые набираются случайным образом. В ходе партии состав группы будет меняться: кто-то погибнет, возможно, придут новые. Каждый персонаж уникален, помимо миниатюры, у него есть имя и профессия, а главное, способности.

Планшет игрока в игре «Мертвый сезон». Там, где нож и кубики — памятка, там, где карточки с людьми — персонажи и их экипировка

В игре несколько игровых механик, сочетание которых позволяет наполнить недолгую жизнь выжившего яркими красками. Вам предстоит в свой ход делать следующее:

  1. Кидать кубики и выбирать в зависимости от результата доступные действия: ликвидировать зомби, искать «шмотки» в локациях (самое востребованное), строить баррикады, приманивать зомби;
  2. Отыгрывать роли персонажей вашей группы — как правило, это особые способности, иногда полезные иногда не очень, плюс, навешанная в ходе игры экипировка;
  3. Перемещаться по локациям – занятие необходимое, но рискованное, при каждом перемещении придется бросать кубик повреждений, в результате поход в магазин может закончиться раной, обморожением или смертью. Есть варианты избежать неприятностей: воспользоваться способностью персонажа, если таковая имеется, или скинув с руки «топливо».
  4. Играть карты с руки . Небольшое количество предметов дадут на старте, остальное придется искать в локациях, а затем каждый игрок скидывает из личной руки карты на общие и свои нужды. Помимо этого, можно «прокачивать» персонажей предметами (см. выше).
  5. Зачитывать текст на картах событий. В игре 2 типа таких карт: «Перекрестки» и «Кризисы» Карты «Перекрестков» влияют на активного игрока. В ваш ход сосед справа вытянет (никому не показывая) карту из стопки и зачитает ее в тот момент, когда будут выполнены необходимые условия. Карты «Кризиса» — это минизадание на текущий раунд для всех выживших – таким способом игра методично ставит палки в колеса, затрудняя выполнение основной миссии.
  6. Иногда голосовать . Поводов для голосования всего 2 – либо надо решить проблему, возникшую в результате срабатывания карты «Перекрестка», либо выжившие решили прогнать предполагаемого Предателя из Колонии.
  7. Влиять на «маркеры угроз» . В игре их несколько:
  • Свалка – часть карт с руки отправляется на свалку. Если к колонии будет много мусора, то будут неприятности, поэтому нужно следить за чистотой и тратить действия на уборку.
  • Площадки перед входом в колонию . Колония привлекает зомби, если перед входами их скопится слишком много, то произойдет прорыв – это уже большие неприятности, погибнут выжившие.
  • Жители колонии . Кто остался в колонии на конец раунда, нуждается в еде. Голодные колонисты – это неприятность. Кроме того, нужно контролировать число выживших, находящихся в колонии, так как от этого зависит количество новых зомби, которые появятся перед входом (см. выше).
  • Зомби на планшетах локаций . Выжившие в локациях и шум, который они производят, когда ищут предметы, также привлекают зомби. Если место в локациях для зомби нет, то они устремляются в колонию.
  • Моральный дух . Самый главный «индикатор». Все описанные выше неприятности отражаются, в первую очередь, на нем. Если уровень упадет до отметки «0» участники проиграют (кроме предателя, если тот успеет выполнить все личные условия).

Игровой процесс

Итого:

Игровой процесс несложен: имея определенные ресурсы (персонажи и предметы) игроки выполняют свои и общие задачи (главную и личную миссию, эффекты перекрестков и кризисов) перемещаясь по локациям, добывая необходимые предметы и стараясь при этом держать под контролем перечисленные выше «индикаторы угроз». Игра длится в зависимости от выбранной сложности 5-9 раундов (40 – 90 минут) на троих.

Плюсы

Оформление

Оно шикарное! Плотная коробка с ламинированными вставками, игровое поле, картонные миниатюры персонажей и зомби, фишка первого игрока в виде ножа, жетоны еды и ран – все стильно и качественно.

Но есть и к чему придраться:

  • На паре фигурок замечено расслоение картона
  • Планшеты локаций из тоненькой бумаги.

Мне это ни разу не мешало, но для объективной оценки приходится констатировать.

Главная «фишка» в оформлении – миниатюры из картона. Благодаря им игра оживает – персонажи, зомби движутся по локациям, а «угрозы» приобретают реальный вид.

Выжившие в окружении

Атмосфера

«Мертвый сезон» не просто предлагает вам решить проблему, игра предлагает пережить её: испытать страх, надежду, отчаяние и радость. Это как в хорошем фильме, где вы начинаете сопереживать героям, но здесь еще и поучаствовать можно!

Создание атмосферы в игре решено следующими простыми, но эффективными способами:

  • Миниатюрами (см. выше)
  • Персонажами – в игре 30 активных выживших: у каждого свой образ, история и способности
  • Большим количеством художественного текста , который необходимо зачитывать. Особая роль отведена картам «Перекрестков» — именно они постоянно напоминают игрокам об опасной реальности. При этом текст построен таким образом, что, несмотря на то, что он обращен к активному участнику, интересы затронуты всей группы, поэтому, если карта «Перекрестков» сработала – слушают ее одинаково внимательно все.
    К сожалению, есть ошибки в переводе карт, но нам это также ни разу не помешало.
  • Рандом . Мир вокруг полон опасностей, потерять жизнь можно сиюминутно в результате броска кубика. Персонажи покидают игру один за другим, а нужные вещи в локациях ищутся наобум. Все это выбивает почву из под ног, сталкивая чувства и разум, риски и планирование.

Рыбак над лункой?

В результате:

Оформление подсказывает образы, текст формирует воображение, а невозможность контролировать ситуацию рождает такое уместное в данной игре чувство тревоги. В итоге с большим удовольствием проваливаешься в этот полуигровой, полукинематографический мир, где фан накрывает с головой. Для максимального удовольствия рекомендую включать звуковое сопровождение. Мы используем этот вариант . Он хорош тем, что здесь есть возможность микшировать несколько звуковых дорожек.

Требуется постоянно контролировать количество зомби перед Колонией и в локациях. Работа по отстрелу зомби опасная — часто ей сопутствуют смерть персонажа и даже вспышки заражения.

Порог вхождения и время партии

Правила изложены коротко и толково. Действия логичны и интуитивно понятны, с объяснениями проблем не возникает. Нюансы есть, но их не так много, чтобы «спотыкаться» в ходе партии. Например, не совсем было понятно сначала, что скидывается на свалку, а что нет, но в итоге разобрались, решение оказалось на поверхности — внимательно читаем условия на самой карте.

Самое важное, игра обладает регулируемой сложностью – можно выбрать короткую, среднюю и длинную партии. Средняя партия занимает на троих чуть более часа, что способствует частому появлению «Мертвого сезона» на нашем столе.

Решена проблема первого игрока

Альфа игрок – это бич кооперативов. Происходит это тогда, когда в компании обнаруживается лидер, который тем или иным способом «продавливает» свои решения. Ничего хорошего в этом нет – с этого момента в игру играет один человек. В «Мертвом сезоне» эта проблема решена благодаря наличию скрытого предателя. Каждый вынужден брать ответственность за свои решения, и передавать полномочия добровольно или под нажимом третьему лицу уже не возникает ни желания, ни мотивации. Наличие внутреннего врага повышает остроту восприятия и заставляет подозревать всех и каждого, опасность предательства не дает шанса альфа игроку проявить себя — выгонят из колонии.

Предатель и его задание

Реиграбельность

В игре 20 основных и 44 секретные цели, 20 карт «Кризисов» и 80 карт «Перекрестков» — это не так много, поскольку многие задания пересекаются между собой, но в целом, комбинации для каждой партии получаются более менее разные. По крайней мере, ни одна партия у нас и близко не напоминала какую-либо из предыдущих. Да и как может быть иначе, когда спланировать ничего невозможно и многое зависит от случая? Кстати, выиграть в «Мертвый сезон» не так-то просто, что позволит с прежним трепетом переигрывать когда-то успешно завершенные задания.

Выиграть в Dead of Winter: A Crossroads Game тяжело. Очередной проигрыш и послеигровая депрессия.

Минусы

Однообразный игровой процесс

Миссии связаны с добычей предметов, предметы лежат в локациях, поэтому из партии в партию делаем одно и тоже — перебираем колоды в локациях, другого не дано. Рутину могут развеять лишь внезапные неприятности, которые, к слову, «Мертвый сезон» умеет щедро раздавать при малейшей возможности – смерть товарищей, предательство, обморожения, экстренный сбор медикаментов и еды и т.п. – не будь этого, хождение по локациям не щекотало бы так нервы. Но, тем не менее, все предсказуемо: идем-находим-приносим. В общем, сюжет подкачал – это вам не «».

Бороться и искать, найти и перепрятать… и так каждую игру

Рандом

Игра полна случайностей, сложные схемы рушатся в результате единственного броска кубика. Лучше вообще не строить планов, а ориентироваться по ситуации. Не всем это может прийти по вкусу, но не стоит забывать, что рандом необходим для создания атмосферы, он выбивает почву из под ног, заставляет почувствовать неопределенность и страх – именно они отвечают за фан в «Мертвом сезоне».

Отсутствие органайзера

Компонентов в коробке много, возни с ними на стадии подготовки и после партии тоже будет много. Тот случай, когда дополнительные аксессуары скорее необходимость, чем пожелание – рекомендую при покупке, что увеличит стоимость, но сэкономит время, а с учетом, что играется она минимум десяток партий, то лучше решить этот вопрос сразу и в самом начале.

Органайзер GAMEFIT для «Мертвого сезона»

Привязка к теме

«Мертвый сезон» жестко привязан к теме зомби апокалипсиса. Забыть про сюжет и переключится на что-то другое не получится – он идет красной нитью и будет напоминать о себе везде: в текстах, в оформлении, в своем примитивном сюжете. Если у вас аллергия на зомби, то, к сожалению, проблему решить не удастся – это не евро, где тема абстрактна и можно запросто подменить изготовление ядерного оружия гамбургерами, что мы, например, провернули в «».

Зомби боятся собак?
Мёртвый сезон. Перекрестки

Мнение

«Мёртвый сезон. Перекрестки» (Dead of Winter: A Crossroads Game) — игра отличная, превосходно сочетающая в себе кооператив и америтреш. Она завораживает, заставляя не просто выполнить игровую задачу, а совместно пережить её, испытать коллективные эмоции: опасность, страх, тревогу, надежду и заслуженный катарсис.

Плюсы

  • Оформление
  • Качество локализации
  • Низкий порог вхождения
  • Атмосфера
  • Реиграбельность
  • Регулируемый уровень сложности
  • Отсутствует проблема «первого игрока»

Минусы

  • Тяжело без органайзера
  • Единственная стратегия — поиск предметов в локациях
  • Огромная зависимость от случая
  • Жесткая привязка к зомби-теме может показаться мрачноватой

Оценка : 10/10

PS. Заголовок к обзору переводится как «Мёртвый сезон. Перекрестки»: даешь зомби апокалипсис!»

В мире настольных игр при дизайне и наполнении картонных коробок большинство издательств старается придерживаться определённой тематики (абстракты нынче не в тренде). Это так называемый сеттинг. От него создаётся сюжетная линия, сценарий и игровые компоненты. В результате вы строите замки, следите за своими землями или воюете в космосе с враждебными организмами. Фантазия безгранична. Благодаря этому игроки погружаются в придуманный мир и становятся вольными или невольными участниками тех или иных событий. Это словно магнит, который притягивает аудиторию. Ведь если не будет заинтересованности, следовательно не будет и спроса. Это крайне не выгодно издательствам. Все хотят зарабатывать. Разработчики придумывают шикарные механизмы, а дизайнеры облачают скелет в великолепную обёртку. Если упаковка получается вкусной её моментально отправляют на рынок. Последние же тенденции говорят о том, что большей части аудитории стали интересны фильмы, книги, комиксы и прочие творения современного маркетинга, с историей зомби апокалипсиса. Это и захватывающе, и интересно, и как выяснилось — продаётся хорошо. Давайте же разбираться, что перед нами за игра. Очередная попытка накормить голодную публику или настоящий шедевр, принятый не каждым из-за пугающих иллюстраций? Знакомьтесь: Мёртвый сезон. Перекрёстки.

Краткие характеристики

  • Тип: Кооперативная игра
  • Издатель: «Геменот»
  • Сложность правил: Сложные
  • Время игры: от 45 до 210 минут
  • Количество игроков: 2 — 5 игроков
  • Рекомендуется для 4 игроков
  • Возраст игроков: от 14 лет
  • Язык: игра локализована на русский

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

В этот раз я всё-таки обойду эту тему стороной и не буду подробно останавливаться на проблемном вопросе. Постараюсь только кратко указать все плюсы и минусы содержимого стандартной картонной коробки (297 на 297 на 71 мм). Давайте начнём с преимуществ:

  • Шикарная упаковка с великолепным глянцевым артом. Блестящая идея изобразить всех героев в виде отражения на осколках стекла. Прям пробирает. Отличное дизайнерское решение;
  • Иллюстрации всех игровых компонентов выполнены на крайне высоком уровне. Это помогает ощутить атмосферу и погрузиться максимально в игру. Капли крови, эмоциональные лица, мурашки бегут по телу при виде заснеженных локаций. Правда кому-то может показаться мрачноватым. Простите, но это сеттинг;
  • Удачный размер и исполнение основного игрового поля;
  • Удобная и не загруженная лишней информацией книга правил.

Недостатки. Здесь совершенно ничего нового, но всё же:

  • Тонкие влаговпитывающие карты. Протекторы обязательны. Через несколько партий вы с грустью будете смотреть на эти компоненты;
  • Отсутствие органайзера для хранения сотни элементов. Это невероятно увеличивает время подготовки к игре. Hand Made вам в помощь;
  • Тонкий картон планшетов игрока и игровых локаций. Размер нестандартный, поэтому рекомендую заламинировать;
  • Картонные фишки персонажей и зомби. Требуется аккуратное хранение и желательно проклеить нижнюю часть, которая вставляется в подставку. Картон может расслаиваться;
  • И конечно же качество вырубки. Часть изображений на жетонах и фигурках смещено, заусенцы на игровых компонентах и… Ну, всё как обычно, ничего нового;
  • В заключении самое главное — ошибки в переводе двух карточек, которые влияют на игровой процесс. Здесь нет никакого оправдания всем, кто занимался этой игрой. Было достаточно времени, чтобы всё привести в порядок и проверить. Но! Нет! К сожалению, никто даже не позаботился об издании исправленных карт и рассылке их хотя бы первым обладателям игры, которые поддерживали проект на boomstarter. Этого мне никогда не понять. Но не будем о наболевшем!

Всё, пора заканчивать. Давайте поговорим лучше об игре, чтобы обзор не смахивал на контроль качества. Думаю, что издатель итак всё прекрасно знает и надеюсь, что работа над ошибками была проведена. Ведь в обозримом будущем нам обещают очередные мировые хиты и шедевры. А давайте всё таки будем перед собой откровенными: хорошее оформление — это половина успеха игры!

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ И ПРЕДЫСТОРИЯ

«В игре «Мёртвый сезон» вам предстоит попытаться пережить суровую зиму после зомби-апокалипсиса, играя за выживших, обустроивших колонию. В каждой партии у колонии есть основная цель, которую вам нужно выполнить. При этом каждый из игроков руководит группой выживших, у которых есть своя секретная цель. Часто эти цели требуют выполнения основной цели колонии. Выигрывают только те игроки, которые выполнили свои секретные цели на момент окончания игры. Игра заканчивается, когда счётчики морали или раундов достигают 0 или если выполнена основная цель.» — так гласят игровые правила. И никакого вам погружения в сценарий, никаких описаний и сюжетных линий. И кстати, никакого литературного слога. Слова повторяются через раз! А это расстраивает и читать крайне неудобно. А ведь вы небось были в предвкушении, что сейчас будет захватывающая история? Извините, придумайте сами! Хотя, честно говоря, это игровому процессу совершенно не мешает…

МЕХАНИКА ИГРЫ

По традиции разберём игру по типу используемых игровых механик.

  • Action Point Allowance System — очки действия. Игроки располагают ограниченным числом очков действия каждый ход (раунд или другой промежуток игрового времени). Они могут тратить их на действия, выбирая те из доступных и оплачивая цены в очках, пока очки не кончатся;
  • Area Movement — перемещение по областям. Игровое поле состоит из областей разного размера, а перемещения разрешены только между смежными (соседними) областями;
  • Co-operative Play — кооперативная игра. Игровая механика в которой соревновательная составляющая между игроками сведена практически к нулю или отсутствует полностью. Основная задача игроков - совместными усилиями и скоординированными действиями одержать победу над самой игрой, согласно правил и условий;
  • Dice Rolling — бросок кубиков. Игровая механика, в которой определение того или иного события происходит за счёт броска игровых кубиков, внося таким образом в игру элемент случайности;
  • Hand Management — управление рукой карт.Игры с такой механикой позволяют получать игрокам игровую выгоду, разыгрывая карты в определённой последовательности или определёнными группами. Оптимальные последовательности и группы могут меняться в зависимости от ситуации на игровом поле, а также сыгранных соперниками карт. Управление рукой карт означает извлекать наибольшую пользу из тех карт, что удалось взять в руку;
  • Variable Player Powers — персональные возможности игроков. Другими словами это «ассиметричность». Выражается в разных для игроков стартовых условиях, в разных наборах доступных им действий или в разных условиях победы;
  • Voting — голосование. В играх с голосованием результат некоторых игровых событий решается голосованием. Кого отдать на съедение зомби? Кого назначить губернатором? Зачесть игроку успешное прохождение комнаты? И т.д. Стандартное голосование осуществляется картами или жетонами, каждый из которых задаёт определённый исход. Каждый игрок выкладывает по одному жетону/карте на стол, затем они одновременно вскрываются. Жетонов/карт какого исхода выложено больше, тот и становится результатом.

Продолжим говорить об игровой механике тезисами и короткими, но по мере возможности ёмкими фразами. Говорим о главном, но не забываем, что в игре есть множество нюансов, с которыми вы более подробно ознакомитесь в правилах.

Итак после подготовки к игре (схемы очень хорошо разобраны в прилагаемом буклете) начинается первый раунд. У игроков уже есть пара персонажей, секретные цели и хорошее настроение. Осталось только разобраться в игровых правилах! Каждый раунд состоит из двух фаз.

Фаза хода игроков. Общая идея такова — каждый игрок по очереди, совершая доступные действия, должен как-то помочь своей колонии выжить этой лютой зимой и достичь поставленных целей. За окном мороз, постоянные проблемы с провизией и медикаментами, отсутствие горючего, к вам постоянно ломятся мерзкие создания, да ещё и психологические проблемы в группе выживших. Вечные споры, крики и пальба во все стороны. Попробуйте в таких условиях достичь общей цели. Причём сообща!Но мало выполнить задание, поставленное всем участникам этой жуткой кампании. Потребуется не мало хитрости и психологических уловок, чтобы достичь личной цели каждому игроку. А здесь порою придётся делать серьёзный выбор.

Вкратце об этой фазе:

  • Игроки вскрывают одну карту кризиса. До конца раунда им предстоит постараться избежать её негативного эффекта, выполняя определённые условия совместными усилиями;
  • Бросок кубиков действия. Соответственно после чего игроки эти действия выполняют. Кубики позволяют: атаковать зомби, заниматься поиском инвентаря в локации, строить баррикады для защиты, убирать отходы (разыгранные карты), приманивать зомби, использовать специальную способность выжившего. Также существуют действия, которые не требуют использования кубика: розыгрыш карты, пожертвование карты или карт для преодоления кризиса, перемещение выжившего, использование жетона еды, попрошайничество карт предметов у других игроков, передача предмета, голосование за изгнание.
  • Розыгрыш карты перекрёстков, если она срабатывает по игровой ситуации;
  • Использование кубика повреждений, в случае передвижения из одной локации в другую и нападения на зомби;
  • Иные действия и переговоры между участниками.

Фаза хода колонии. Не зависит от игроков и выполняется постоянно в одной и той же последовательности. Будем считать, что это ход игры против выживших, выполнять который можно совместно или назначив для этого ведущего.

  • Распределение жетонов еды в колонии. Нужно прокормить всех голодранцев иначе наблюдается падение морали;
  • Проверка отходов и в случае превышения лимита опять же — падение морали. Никто не хочет жить на мусорной свалке;
  • Разрешение кризиса. Проверка выполнения условий;
  • Добавление зомби;
  • Проверка основной цели. Если цель достигнута, игра моментально прекращается;
  • Перемещение счётчика раунда и передача жетона первого игра.

Если схематично, то это всё. Бросил кубик, подумал, попытался распределить между своими персонажами доступные и возможные действия, помог колонии или себе. Если хотите подробностей — лучше разложите перед собой игру. Станет понятнее… =)

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. Я буду как всегда объективным и надеюсь вы простите меня (хотя в глубине души надеюсь, что мой читатель со мной именно по этой причине) . Шикарная коробка. Без преувеличений великолепное исполнение. А вот что касается содержания — это большой вопрос.

Качество картона карточек, которые впитывают в себя влагу словно созданные только для этого, оставляет желать лучшего. Плотные протекторы обязательны, если вы хотите сохранить игру на множество партий. Обратите внимание, что тонкие кармашки не будут держать карты. Поэтому приготовьтесь выложить ещё несколько сотен рублей для защиты своей игры качественной продукцией. И наверное, это основная претензия к издателю. Хотя я встречал несколько отзывов, в которых люди указывали расслаивающийся картон на фигурках зомби и персонажей. Лично такой проблемы не наблюдал, но допускаю, что партия могла оказаться в условиях повышенной влажности, в результате чего произошел данный казус.

Тонкие карты и планшеты игроков уже стали обыденностью, опять же пожелание к издателю не экономить на этом вопросе. Что же касается вырубки, как самих жетонов так и карточек — всё стандартно. Где-то хорошо, где-то слегка корявенько, ничего нового и сверхестественного. Хотя ожидаешь увидеть большее. Но в целом приятный арт и хорошие иллюстрации спасают ситуацию. Правда не от множества возмущённых отзывов касающихся ошибок в переводе, качестве исполнения и цены. Надеюсь, что все эти проблемы взяты на карандаш.

Тематика. Захотелось мельком затронуть и эту тему, поскольку сейчас невероятно популярно обсуждать ходячих мертвецов, связанные с этим компьютерные игры и сериалы. Как это ни странно, но в этой игре вы не встретите серьёзного «мясного рубилова». Здесь не нужно размахивать бензопилой, как в или расстреливать в упор своих же братьев по оружию (хотя и это возможно). Всё гораздо культурнее и человечнее. На первое место в механике поставлен совершенно другой процесс. А именно кризисность. У вас будут постоянные проблемы в нехватке еды, топлива, лекарств, среди выживших скорее всего будет предатель, который как правило ловко старается скрыть свои истинные намерения. Да и победа достигается игроками не просто сообща, как это принято в кооперативных играх. Ведь мало выполнить общую цель. Необходимо выполнить и персональную задачу. Вы даже не представляете как много серьёзных решений вам придётся принимать во время одной партии. Именно поэтому мне не совсем понятен игровой сеттинг. Возможно у игры стало бы гораздо больше поклонников и фанатов, если бы разработчики и дизайнеры коснулись например военной темы или борьбы за выживание после ядерного взрыва, возможно затронуть тему средневековых интриг. Хотя можно сделать всё ещё проще. Зима, холода, одинокие дома… и животные, которые пытаются сожрать выживших в дикой мерзлоте. Чем не сюжет? Всё таки среди людей есть явные противники тематики зомби апокалипсиса, но с другой стороны угодить всем невозможно. В любом случае единственное, что я хотел сказать этим абзацем — в данной игре выбранная тема не главное. Главное — это игровая механика! И именно она поставила игру на лидирующие позиции в мировых рейтингах.

Подготовка к игре. Бич качественных кооперативных игр заключается именно в этом моменте. Напомню, что в последнее время, хотя это наблюдается с самого начала — в коробках отсутствуют органайзеры для хранения компонентов. Вот и представьте как удобно вытаскивать сотни жетонов и сортировать игровые карты в несколько колод. Конечно это решается изготовлением из подручных материалов удобных секций, контейнеров или пакетиков со специальной застёжкой для более быстрой подготовки игры. Но не каждый этим будет заниматься. А кто не будет — не так часто станет доставать коробку с полки. В защиту скажу следующее: «любишь кататься — люби и саночки возить». Всё просто! Игра стоит того времени, что вы посвятите раскладке на столе. В начале это может занять 30 минут, затем меньше. В результате вы можете довести этот процесс до совершенства и тратить гораздо меньше времени. Главное другое — подумайте о том, сколько прекрасных мгновений вы ощутите во время самой партии. Москва не сразу строилась, поэтому проявите чуточку терпения.

Цена . У меня ярко выраженное мнение по этому поводу. Но перед тем как я поделюсь с вами некоторыми мыслями, давайте разберёмся в таком сложном понятии как ценообразование. Точнее даже не разберёмся, а сформулируем — из чего складывается стоимость картонной коробки и что в неё входит глазами простого обывателя? Подчеркну ещё раз — мы не будем досконально изучать этот вопрос. Лишь поверхностное рассуждение о наболевшем! Так вот!..

Первое и думаю, что самое главное и очевидное из чего может складываться цена — это лицензия на производство. Авторские права нужно соблюдать, и это одно из требований при работе с иностранными партнёрами. Хочешь заработать на чужой идее — плати за права на её использование. Насколько это будет выгодно — решают уже юристы и экономисты. Второе , это конечно же работы по производству: вёрстка, перевод, договорные отношения с фабрикой, подбор материала, который будет радовать игроков и прочее. Зачастую большая часть этих проблем уже автоматически решена, поскольку вместе с правами можно получить готовые макеты, определённые производственные мощности и рекомендации, а большую часть ошибок, которая была совершена в начале разработки и реализации игры уже исправили (ну, или должны были исправить). Третья составляющая — наценка. Здесь также всё очевидно. С фабрики товар отгружается по одной цене, попадает на склад или к оптовикам по другой, а в магазины реализуется соответственно по так называемой рекомендованной… В Европе процесс схожий, но всё таки немного отличается. Чем? Ну, в России у продавцов за счёт наглости желания получить 200-300 процентов прибыли от своих первоначальных затрат, становится меньше покупателей. Правда и ценность их возрастает. Все любят деньги, но так как у нас их не любит никто…

Вот мы и пришли к самому главному… Стоимость игры в Америке начинается от 40 долларов (около 2500 руб), Великобритания от 37 фунтов (около 3700), Германия от 40 евро (около 2900 руб), Франция от 54 евро (около 3900 руб). Заметьте, что самая высокая стоимость во Франции, где сувенирный магнитик на холодильник стоит около 10 евро, что уж говорить о ценах на настольные игры? Дорогая страна с высоким уровнем жизни. Но постойте, давайте заглянем в наши магазины. Цена одной коробки доходит до 4400 рублей. И это учитывая качество игровых компонентов о котором мы говорили в другой части данного обзора. Единственный вопрос, который хочется задать в неизвестность — WTF? Что в переводе с французского — «за что покупатель должен платить из своего кармана такую сумму, если даже в переводе двух карточек, влияющих на игровой процесс, были допущены ошибки?»

Резюме. Стоимость неоправданна. Совершенно не понятно на какую целевую аудиторию рассчитан данный тираж. Ведь мы неоднократно говорили о том, что порог в полторы тысячи рублей может преодолеть не каждый покупатель. Чем он выше, тем уже круг потенциальных игроков. Неужели лицензия на производство так дорого стоила? Ведь проект был успешным и собрал требуемую сумму за несколько дней, уж не говоря о том, что общий фонд проекта был превышен в шесть с половиной раз. Я не буду говорить о том, какая должна быть стоимость у этого набора картона. В силу отсутствия опыта производства настольных игр, мне трудно учесть все нюансы. Но с уверенностью сказать можно одно — игра станет более продаваемой, если снизить рекомендованную цену минимум на 20 процентов. Хорошая скидка для хорошей акции…

Правила. Один из немногих вариантов вёрстки, который мне понравился в части оформления. Не слишком большая и достаточно милая брошюра нескольких листов. Но несмотря на приятный внешний вид, это совершенно не уменьшает высокий порог вхождения в игру. Общую концепцию любой механики можно объяснить за 5 минут. Но при этом игрок не будет осознавать всего происходящее на игровом поле. И причина этому одна — нюансы правил. Уж чем-чем, а этим Мёртвый сезон богат и разнообразен. Огромное количество допустимых действий, сотни уникальных карточек и так далее и тому подобное. Разбираться лучше определённо с игроком, который уже имеет опыт общения с данной игрой. Если попробуете с нуля… Удачи вам. Обучающий сценарий может показаться унылым и неинтересным. Не откладывайте сразу игру в сторону. Проявите терпение и будете вознаграждены… Кстати, разработчики учли подобный исход событий, поэтому на сайте plaidhatgames.com есть отличное обучающее видео, о чём гласит лицевая сторона правил. Молодцы!

Механика . Именно благодаря своей уникальной и интересной механике игра занимает сейчас невероятно высокие позиции во всех игровых рейтингах. Одна партия рассчитана на 45 — 240 минут и участие в ней могут принять от 2 до 5 игроков. Хороший баланс, множество удачных для кооперативных игр механизмов, отличное оформление и перед вами Мёртвый сезон. Хотите подробностей? Лучше просто попробовать. Чего только стоит использование в игре ролей, в том числе роли предателя и наличие собственных целей, которые могут идти в разрез с общей задачей для всех игроков. Но не ждите от игры ничего сверхестественного! Это не сложное евро. Зачастую ход игры будет зависеть от случая и только ваше умение справляться со сложными жизненными ситуациями определит — сможете ли вы победить в этой борьбе за выживание или останетесь частью окружающего вас пейзажа…

Влияние элемента случайности . Очевидно, что некоторые события будут наступать случайным образом. Это становится понятно сразу, как только вы откроете коробку. Перед вами появятся во всей красе игровые кубики и нескольких колод карт. Но не стоит расстраиваться. Вы же взяли эту игру не для того, чтобы с холодным расчётом выбираться из города через толпы мертвяков? Должны быть эмоции, случайные события, захватывающие и головокружительные сценарии. А добиться этого с калькулятором не получится! Всё как в жизни. Можно предугадать и нивелировать влияние случая, а можно положиться на удачу и рвануть вперёд. Всё зависит от ваших настроений и приоритетов. Лично моё мнение — элемент случайности вносит в игру неповторимую изюминку и делает её более реалистичной.

Кстати, кто-то скажет, что «кривая рука» может постоянно выбрасывать маленькие значения кубиков, что в результате приведёт к тому, что игрок не сможет выполнять необходимые ему действия. Напомню, в игре представлено большое количество персонажей с различным уровнями действий (атака и поиск). Если у вашего выжившего высокие показатели, а рука постоянно дрожит и кубики не позволяют совершить чего-то серьёзней, помните — вы в одной команде. И ваши действия не ограничены стрельбой и поиском в грязном контейнере. Помогите колонии с баррикадами, с уборкой мусора, с грамотным решением в голосовании. Поверьте, вы в любом случае не будете выключены из игры. Широкие возможности позволяют сгладить влияние случайности. Это неоспоримый плюс.

Уровень взаимодействия между игроками. Опять кооператив и опять вопрос взаимодействия. Но на самом деле вы будете приятно удивлены. Это не очередной Робинзон. Некоторые вопросы действительно придётся решать сообща, а в чём-то даже влиять на оппонентов. Если вы хотите получить истинный фан, то вступайте в диалог с другими игроками, пытайтесь вычислить потенциального предателя, вводите соперника в заблуждение, участвуйте в голосовании. Повторю ещё раз свою мысль, которую однажды уже высказывал: степень взаимодействия в кооперативе напрямую зависит от вашего настроя и желания получить удовольствие от игры. Не более. Это всё-таки не америтреш и здесь нет постоянного прямого конфликта между игроками. Поэтому и впечатления от игры у вас сложатся исключительно благодаря компании в которой вы играете.

Реиграбельность. Перед вами будет 9 игровых сценариев. Думаю, что это далеко не предел и в скором времени появятся официальные дополнения. Но даже этого вполне достаточно, чтобы провести десятки вечеров в кругу хорошей компании. Обратите внимание, что характер игры и уровень её непредсказуемости будет напрямую зависеть от участников. Поэтому рекомендую разбавлять свои партии разными компаниями или дополнять их новыми участниками. Особенно игра хорошо раскроет себя, если роль предателя выпадет действительно опытному интригану (вот бы ещё он и в правилах разбирался хорошо).

Атмосфера . Споры об этом понятии будут вечны. Для одних шахматы — это лучшее воплощение сражения на поле боя, для других игра из тысячи покрашенных миниатюр и двух томов правил с тяжёлой и драматичной историей каждого бойца. В этой игре всё ещё более спорно и странно, если честно. Большое количество текста на карточках перекрёстков, к сожалению, не делают игру более атмосферной и захватывающей. Ведь далеко не факт, что карточка сработает, да и использование её не каждый посчитает удобным. В результате ты читаешь условия, проверяешь их выполнение, ползаешь по столу, чтобы понять всё ли в порядке, заглядываешь в чужие карты и планшеты, а это достаточно сильно тормозит игровой процесс. Сказать этим я хотел только одно — ощущения, что ты читаешь книгу или являешься участником фильма не складывается, в связи с наличием лишних действий.

Также многие отмечали, что картонные фишки зомби не дают игрокам прочувствовать всю трагичность происходящего на игровом поле. Подавай пластиковые миниатюры, побольше боёв и так далее. Не думаю, что это каким-то образом должно влиять на погружение в историю. Да и не влияет. Возможно игра выглядела бы эффектнее, но и стала бы ещё немного дороже. А куда дороже то?

В остальном претензий (а они субъективны) совершенно никаких нет. Приятный арт, в целом понятная предыстория, наличие различных сюжетных линий и хорошая зависимость качества игрового процесса от умения игроков блефовать. Всё таки сила погружения зависит не только от оформления и механик, но и от желания стать полноправными участниками игрового действа. Может именно поэтому столько споров?

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода) . Зачастую вы будете сталкиваться со следующей ситуацией: на поле будет происходить что-то интересное, проверка карт поиска, зачитывание перекрёстков (сработавшего сценария), советы с друзьями по несчастью, диалоги о предателе и так далее. В результате во время чужого хода другие игроки не будут думать о своём. А это приводит неминуемо к увеличению времени игровой партии. А бывает, что ждёшь свой черёд, полностью всё продумал, а ситуация изменилась таким образом, что приходиться менять свои планы в корне. Это кооператив, а значит каждое действие должно быть последовательным и полностью соответствовать текущей ситуации. Чем себя занять в эти моменты ожидания решать только вам — можете выпить чаю, а можете активно поучаствовать в игровом процессе. К счастью, в отличии от Робинзона Крузо , здесь не будет так называемого альфа игрока (более опытного, который будет полностью решать направление игры и фактически самостоятельно производить все действия). Наличие общей и собственной цели у каждого даёт достаточно много пищи для размышления. Поэтому скучно вам точно не будет. Но если вы привыкли к высокой динамике, то игра может показаться вам долгой и нудной. Хотя по-моему всего здесь в меру.

Оптимальный игровой состав. Лично моё мнение — игра идеально подойдёт для четверых игроков. Это золотая середина. Когда включается пятый, становится слегка тесновато и увеличивается даунтайм. А при меньшем количестве участников возникает проблема с вычислением предателя. Теряется интерес в связи с тем, что и вариантов-то не так много. Да и сложность на мой взгляд увеличивается. Не всегда успеешь выполнить то, что требуется.

Информативная загруженность компонентов . В целом количество обозначений на игровых картах и поле сдержанное. Вы не встретите тысячи иконок и глоссария по их действию. Всё достаточно просто и понятно. Несколько видов жетонов, несколько карт персонажей… В общем-то и всё. Другое дело — количество текста и его литературное содержание. Идея авторов ясна и понятна. Интересная задумка, но реализация в моём понимании подкачала. Как бы сказал Станиславский — «Не верю!». Вот и я порой, читая очередную карточку, не верю, что это происходит на игровом поле, хотя игра мне очень, повторюсь очень понравилась. Исходя из этого, мнение моё должно быть предвзятым, но объективно смотря на ситуацию, видится мне это в таких только красках. Ах, если бы писатель фантаст, взялся за сюжетную составляющую… Было бы совсем другое дело.

Игровое пространство. Второй недостаток качественных кооперативных игр с большим количеством компонентов (помимо подготовки к игре) заключается в необходимости иметь широкую игровую площадку. На столе будет игровое поле, планшеты локаций, несколько стопок карт, планшеты игроков, десятки жетонов, личные карточки, картонные фишки зомби и героев, правила в конце концов и так далее… А чем больше участников, тем больше требуется места для всех этих элементов. Что логично! =) В результате — если хотите получить истинное удовольствие, постарайтесь хорошенько подготовиться. Закройте все окна, чтобы сквозняк даже не думал испортить вам вечер в середине игры, и заприте кота в соседней комнате. Это ещё те любители передвинуть фишки по игровому полю. Удобное расположение всего остального зависит лишь от ваших логистических навыков. Думаю, что после пары партий вы чётко будете понимать что и где лучше держать. Но поверьте, несмотря на то, что выглядит всё слишком сложно — оно того стоит!

Резюме и рекомендации . Я с уверенностью могу сказать, что данная игра должна быть на полке у каждого любителя настольных игр. Если вы не перевариваете предложенную тематику, смиритесь. Постарайтесь попробовать. Ещё раз обращаю ваше внимание, что это не главное. Наибольший интерес представляет именно игровая механика. Игра затягивает. Невероятно. И несмотря на всю сложность и огромное количество нюансов правил (хотя не все согласятся с уровнем сложности), через пару часов вы уже с лёгкостью будете понимать общую концепцию. А спустя пару партий вы уже сможете строить планы и проходить успешно сценарии. Пробуйте, дерзайте и получайте удовольствие. Лично у меня игра вызвала исключительно положительные эмоции…

В этой игре вы научитесь: разыгрывать предложенные вам роли, блефовать и строить двуличные отношения, вести сложные переговоры и настраивать игроков друг против друга, выбирать меньшее из двух зол и вести двойную игру. И если раньше сложный выбор вызывал у вас панику, то в этой игре всё станет совершенно по другому. Отбросьте эмоции и погрузитесь в таинственный мир промозглой мерзлоты…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Скажу откровенно. Мне невероятно повезло с компанией в которой я провёл первую партию. Благодаря великолепному составу и несмотря на то, что 80 процентов игроков впервые сидели за этой игрой, сценарий был разыгран безупречно. Пусть мы и проиграли. Особенно порадовало, что предатель не выдавал себя на протяжении всей игры. Но самое главное — никто даже и не подумал в его сторону. Либо это от незнания, либо с этим человеком не стоит влезать в совместную ипотеку. Очень грамотное поведение. Да и ближе всего к цели оказался именно он!

Входили в игру не долго, поскольку алгоритм действий объяснял бывалый игрок. Часть нюансов правил просто опустили для облегчения первой партии (на игру это не повлияло). В процессе же слили игрока, который подозрительно себя вёл. Оказалось, что изгнанник был определён неверно. Это подбавило жару и увеличило сложность. Дальше был постоянный кризис, нехватка ресурсов и сложные решения между помощью другу, себе и колонии, тяжёлые раны и смерти персонажей. Погибло много народу и как оказалось — напрасно. Но это только прибавило желания попробовать ещё раз. Правда вторую партию сразу не осилили. Всё таки это одна из тех игр, которая забирает много сил, а чтобы её распробовать потребуется не один вечер.

Другие партии были не менее яркие. Но конечно же основные эмоции получены именно в первой игре. Как же мне хочется вернуться в прошлое и начать всё с начала. Только уже с чётким понимание игрового процесса… =)

В заключении скажу следующее: чтобы получить положительные эмоции обязательно включите в свою компанию харизматичного заводилу. Игра в которой некоторые вещи решаются путём переговоров, действия сопряжены с общением, а сюжетная линия предусматривает чтение сценария, просто обязана иметь такого игрока. Если вы будете тухло смотреть в свои игровые карточки и что-то бубнить под нос — ничего не получится. Поэтому садиться за стол только в отличном настроении и в правильной компании. Расскажите потом как прошло?

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

  • 2014 Golden Geek Best Board Game Artwork & Presentation Nominee
  • 2014 Golden Geek Best Innovative Board Game Winner
  • 2014 Golden Geek Best Thematic Board Game Winner
  • 2014 Golden Geek Board Game of the Year Nominee
  • 2014 Meeples’ Choice Nominee
  • 2015 Origins Awards Best Board Game Nominee

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

  • Dead of Winter: A Crossroads Game – это совместная разработка двух дизайнеров: Isaac Vega (Bioshock Infinite) и Jon Gilmour (Pocket Dungeon). Впервые игра увидела свет в 2014 году и сразу же завоевала приличное количество наград;
  • Первым издателем игры выступила компания Plaid Hat Games ;
  • Российская версия игры печатается в типографии Panda , расположенной в Китае. Именно благодаря их работе можно увидеть такие шедевры как Терра Мистика, Робинзон Крузо, Гиперборея, Pandemic the Cure и другие;
  • В России проект реализован совместными усилиями компании Crowd Games и издательством компанией Геменот в 2015 году;
  • На отечественный рынок игра попала благодаря сбору средств на специализированной площадке boomstarter.ru. Собранный бюджет превысил заявленную сумму почти в 6,5 раз;
  • На сегодняшний день существует несколько официальных расширений к игре, включающих в себя новые карточки персонажей, их картонные фигурки, а также новые карточки перекрёстков. На русский язык они пока не переведены.

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

  • Качество игровых компонентов – 7 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Глубина игрового процесса – 8 из 10
  • Динамичность каждой партии – 6 из 10
  • Уровень взаимодействия между игроками – 8 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (18 место на 20.10.2015 г.) — 8.05 из 10 ;

Об игре

Игра о выживании в условиях пост-апокалипсиса, где зомби служат лишь фоном для взаимодействия персонажей и игроков. Игроки выступают в роли лидеров нескольких фракций одной небольшой колонии выживших. Для общей победы необходимо выполнить общую для всех цель. Но для отдельно взятого игрока победа группы ещё ничего не значит, поскольку перед ним стоит и своя, неизвестная остальным игрокам цель. Так что в результате могут победить или проиграть как все, так и только часть игроков. Перед любым участником будет не единожды возникать трудное решение: преследовать общую цель, либо поставить её выполнение под угрозу, попытавшись выполнить свою секретную задачу.

Данная игра - совместная разработка двух дизайнеров: Isaac Vega (Bioshock Infinite) и Jon Gilmour (Pocket Dungeon). Результатом их работы стала полукооперативная настольная игра, события в которой развиваются в условиях жуткой зимы, спустя несколько месяцев после наступившего зомби-апокалипсиса.

Игроки руководят группами выживших, обосновавшихся в забаррикадированном пристанище, именуемом Колонией. Изо дня в день они борются со смертельным вирусом и нескончаемыми набегами мертвецов. Нехватка еды, воды, медикаментов, постоянные атаки мертвецов, холод и снег - с этими проблемами герои будут сталкиваться на протяжении всей партии. Правда, всё это окажется ерундой по сравнению с внутренними передрягами, которые то и дело будут возникать между группами, ведь помимо общей цели у каждой из них будет и своя, тайная…

Если говорить о компонентах, то их множество и они выполнены очень стильно! Достаточно важным элементом игры является текст правил и карточек. Именно он задает атмосферу игры и погружает участников в бурю событий.

Комплектация:

  • 10 двусторонних карт основных целей
  • 24 карты секретных целей
  • 10 карт секретных целей предателей
  • 10 карт секретных целей изгнанных
  • 30 карт выживших
  • 5 планшетов игроков
  • 1 жетон первого игрока
  • 25 карт стартовых предметов
  • 20 карт предметов полицейского участка
  • 20 карт предметов продуктового магазина
  • 20 карт предметов школы
  • 20 карт предметов заправки
  • 20 карт предметов библиотеки
  • 20 карт предметов больницы
  • 20 карт кризисов
  • 80 карт перекрестков
  • 25 жетонов ран
  • 20 жетонов беспомощных выживших
  • 20 жетонов продуктов
  • 20 жетонов шума
  • 20 жетонов баррикад
  • 6 жетонов голода
  • 2 жетона для счетчиков
  • 30 фигурок зомби
  • 30 жетонов зомби
  • 30 фигурок выживших
  • 60 пластиковых подставок для фигурок
  • 1 поле колонии
  • 6 планшетов локаций
  • 1 буклет правил
  • 30 кубиков действий
  • 1 кубик воздействия
  • Размер карточек: 63 на 88 мм.

Что еще пригодится?

  • - специальные защитные кармашки защитят каждую карту и позволят наслаждаться игрой множество раз. Если протектор износился - просто замените его, а Ваши карты останутся целыми и невредимыми.

В рамках акции представляем публике перевод обзора игры «Мёртвый сезон. Перекрёстки». Оригинальный материал находится .

В переводе использованы фото русского издания.

Заснеженная страна чудес

Лишь немногие из представленных сегодня на рынке настольных игр способны вовлечь в себя игрока так, как это делает «Мёртвый сезон». Каждая маленькая деталь, каждая механика, каждая строчка художественного текста заставляет вас чувствовать холод, голод и страх.

Каждый участник игры берёт под опеку группу выживших, столкнувшуюся со всеми суровыми последствиями зомби-постапокалипсиса где-то в американском пригороде. В начале игры у участников только два выживших в группе, но со временем это число будет расти и, возможно, уменьшаться.

В каждой партии есть своя миссия: со своими победными условиями и особенностями подготовки к игре. Также каждый раунд вам приходится преодолевать какой-то новый кризис: если не хотите, чтобы произошла катастрофа, необходимо выполнить определённые условия. В свой ход вы при помощи кубиков совершаете действия, стараясь приблизить себя к победе или не дать случиться какому-нибудь несчастью. Один кубик действия у вас есть всегда, ещё по одному кубику даёт каждый выживший в вашей группе (то есть вы начинаете игру с тремя кубиками).

Выжившие обосновались на промёрзшей, но отгороженной от зомби территории, за пределами которой находятся обычные достопримечательности американской глубинки: больница, заправка, школа и так далее. Когда-то они были центрами общественной жизни, но сейчас это просто опустевшие здания. Впрочем, в них ещё можно найти полезные ресурсы. Естественно, определённые типы ресурсов в некоторых местах обнаружить легче, чем в других. Если вам нужна еда, то вы с большей вероятностью отыщете её в магазине, чем в полицейском участке. А если нужно оружие, не стоит идти в библиотеку.

Во всех этих местах вам встретятся зомби. Многим засилье этой темы в играх и в массовой культуре начинает немного надоедать, однако под рваными одеждами зомбарей «Мёртвого сезона» скрывается омертвевшее мясо совсем другой свежести, нежели в несчётном количестве прочих игр про мертвяков.

Да, «Мёртвый сезон» — игра с зомби, но зомби — наименьшее, о чём вам приходится волноваться. В игре есть два ключевых элемента, один пострашнее другого. Первый — это всепроникающий холод, а второй — ваши собственные товарищи.

Давайте сначала разберёмся с холодом. Им в «Мёртвом сезоне» пронизано всё. У вас нет еды, потому что почва тверда, как камень. Вам сложно делать вылазки за территорию, потому что идёт снег и его пелена скрывает от вас монстров, только вас и поджидающих. И ещё вы чертовски замёрзли. Холод порождает страх. А страх порождает отчаяние и злость.

Для каждой пары выживших на территории к концу раунда необходим 1 жетон еды. Иллюстрация на жетоне словно сама собой рисует в воображении картинку, как два человека, прижавшись друг к другу, едят холодные бобы из одной банки. В начале игры достаточного запаса еды нет, а значит, кому-то придётся пойти и добыть её. Иными словами, выйти за пределы относительно безопасной территории и прогуляться до магазина, школы или больницы.

Всякий раз, покидая территорию, вам приходится бросать зловещий 12-гранный кубик повреждений, который показывает, как прошла ваша прогулка: вы добрались до места в целости и сохранности, вы поранились, вы получили обморожение (а значит, каждый раунд вы будете получать автоматическое ранение, пока не раздобудете каких-нибудь лекарств или не умрёте), либо же вам была уготована куда более худшая судьба — вас укусили.

Укушенный персонаж умирает. Если укушенный персонаж добрался до локации, в которой находятся другие выжившие, лидеру их группы предстоит сделать страшный выбор: либо тут же убить одного из персонажей в локации и остановить распространение заражения, либо попытаться спасти ему жизнь, бросив всё тот же злосчастный кубик. Пустая грань — и персонаж остаётся жив, а весь этот кошмар заканчивается. Любая другая грань — персонаж умирает, инфекция распространяется, и вам вновь предлагается сделать жуткий выбор, на этот раз для следующего персонажа. Укушенный человек может наделать дел в людном месте.

Это жёстко. И это мучительно. Но такое случается не часто. Укус есть только на одной грани. Но от этого бывает только больнее.

Мало того, что смерть персонажа сокращает число действий, которые вы можете выполнить в раунде, она ещё и имеет более серьёзные последствия. Большинство миссий считаются проваленными, если моральный дух колонии падает до нуля. Каждая смерть понижает моральный дух на 1, всё больше и больше приближая вас к отчаянию. При этом волноваться вам нужно не только за подконтрольных игрокам персонажей. В процессе игры ваша колония наверняка примет к себе «беспомощных выживших», представленных жетонами с детским силуэтом. Они совершенно бесполезны, но тоже потребляют еду, и их смерть снижает моральный дух. Одно особенно неприятное игровое событие вынуждает лидеров групп проголосовать, стоит ли им пойти в локации на поиски потерявшегося ребёнка (что может для них плохо кончиться) или пожертвовать единицей морального духа, но предоставить ребёнка самому себе. Порой ум подсказывает, что выбор очевиден, но некоторые игровые ситуации проникают в самое сердце, и всё становится не так просто.

К отчаянию вас будет подталкивать не только гибель людей, но и уже упомянутый голод. Неудовлетворённая потребность в пище делает людей несчастнее. Однако есть вещь и похуже. Почти каждая разыгрываемая вами карта сбрасывается на мусорную свалку. Если позволите мусорной куче вырасти до небес, моральный дух не замедлит упасть. На уборку мусора нужно тратить действие, и это действие время от времени должен выполнять один из персонажей. Вот только кто согласится тратить бесценное время на разгребание отходов? Тем не менее, кому-то это сделать придётся. В этой игре фигурирует много неприятного и противного, но через все эти непрезентабельные вещи «Мёртвый сезон» будто сам играет с нами — с нашей человеческой природой.

Доказательством глубины игры служит то, что нечто своё в этом паззле о выживании найдут и игроки, привыкшие сохранять трезвый ум, и те, кто склонны вживаться в образы персонажей, которыми играют.

Шаткий моральный дух колонии и нависшая угроза голода дополняются нагнетающимся чувством всеобщей паранойи, ведь в то время, пока вы изо всех сил стараетесь выполнить условия миссии, вашим планам может помешать предатель.

В отличие от многих других игр с предателем, причина, по которой вы хотите воткнуть нож в спины товарищей, имеет под собой куда более продуманное основание, чем простая битва добра со злом. Игровой текст обстоятельно и доступно объясняет, почему вы идёте против всех. Мотивом может быть травма, любовь, жажда мщения или примитивное желание выжить за счёт остальных.

А ещё у каждого игрока, даже не у предателей, есть свои личные победные условия. И хотя достижение общей цели входит в одно из них, второе наверняка потребует время от времени отклоняться от общей принятой линии, например, пойти в полицейский участок, когда больница была бы наиболее предпочтительным местом. И эта странность поведения может бросить тень недоверия даже на невиновного игрока.

Если вы будете вести себя чересчур подозрительно, ваша беспечная жизнь в колонии может закончиться голосованием за ваше изгнание. Если остальные игроки проголосуют положительно, вы навсегда покинете территорию. Вы не прекратите игру, но жизнь ваша станет куда тяжелее, вам придётся перебираться из локации в локацию, постоянно оглядываясь по сторонам. Также вы получите новую личную цель, отражающую ваш новый статус изгоя и добавляющую в игру новый сюжетный виток.

Изюминкой эмоционального и повествовательного элементов игры являются великолепные карты перекрёстков. Каждый ход сосед активного игрока берёт одну из таких карт из колоды. На ней указано условие, при выполнении которого она активируется (например, игрок перемещается в библиотеку), там же описывается небольшая история, а затем даётся выбор, который должен сделать активный игрок. Эти маленькие инциденты из мрачного апокалипсиса ещё глубже погружают вас в холодный мир игры, то показывая проблески надежды, то обрекая на дальнейшие несчастья, то отправляя по новому опасному пути.

Без этих карт легко обойтись, выкиньте их — и у вас по-прежнему будет цельная игра, но их присутствие и события, которые они приносят, делают «Мёртвый сезон» ещё более атмосферным, смешивая механику и драму в одно захватывающее целое.

Можно сказать, что «Мёртвый сезон» — игра про лишения. У вас всегда недостаточно еды, топлива и доверия к товарищам. А зомби — не более чем удачно подвернувшийся повод показать, что когда люди сталкиваются с угрозой собственного исчезновения, самые страшные вещи порождает не охочая до мозгов нежить, а бездонная глубина отчаяния, в которую всё глубже погружается человек.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook