Биография. Талант или трудолюбие: Как воспитать гения Каковы же были результаты этого эксперимента

В понедельник мы получим из типографии нашу новую книгу «Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!». Речь в ней идет о том, что нельзя судить о потенциале человека по показателю «талантливый/неталантливый». В общем-то, и народная мудрость говорит о том же: терпенье и труд все перетрут.

Искра таланта не разгорится без постоянной тренировки. Нет, наверное, ни одной сферы, где соперник недосягаем на том лишь основании, что у него «просто талант». И ярким доказательством тому служит описанная в книге история сестер Полгар - удивительный эксперимент, опровергающий миф о всесильности врожденных шахматных способностей и возносящий на пьедестал неустанный труд.

***
«Ласло Полгар, венгерский педагог-психолог, в 60-х годах выдвинул теорию о том, что великими становятся, а не рождаются. Проведенные им исследования убедили его в том, что всех выдающихся людей заставляли сосредоточиваться на своей сфере и работать над достижениями с юных лет, и, как ему казалось, он понял этот процесс настолько хорошо, что мог запустить его сам. Он написал книгу «Как воспитать гения» и публично объявил о поиске женщины, которая согласится выйти за него замуж, родить детей и помогать ему в осуществлении эксперимента. Как ни удивительно, такую женщину он нашел: это была венгерская учительница, жившая на Украине, по имени Клара.
Вскоре у Ласло и Клары родилась дочь Жужа, и, когда ей исполнилось четыре года, эксперимент начался. Почему Ласло решил сделать из Жужи именно чемпионку по шахматам, неясно. Некоторые видят причину в том, что прогресс в шахматах легко наблюдать и измерять с самого начала. Другие считают, что это было связано с преобладанием в шахматах мужского пола и распространенной точкой зрения о том, что женщины попросту неспособны выступать на высочайшем уровне. Поэтому шахматы оказались идеальной сферой, в которой Ласло смог бы доказать свою теорию на практике.
Ласло и Клара целиком посвящали себя обучению Жужи игре в шахматы, а когда родились еще две дочери, София и Юдит, их тоже привлекли к участию в эксперименте. Все три девочки получали домашнее образование - родители оставили работу, чтобы полностью отдавать себя обучению детей. В семейной библиотеке насчитывалось десять тысяч книг по шахматам. Гигантская для докомпьютерной эры картотека заключала в себе данные о предыдущих играх и потенциальных оппонентах. Другие предметы также хорошо давались девочкам. По настоянию венгерских властей они благополучно сдали обычные экзамены по школьным предметам. Девочки свободно говорили на нескольких языках. Но главным были шахматы - долгие часы занятий каждый день.
И вот результат: в семнадцать лет Жужа стала первой женщиной, прошедшей отборочные туры соревнования, именовавшегося тогда Чемпионатом мира среди мужчин, однако ФИДЕ не допустила ее к соревнованиям.

Когда Жуже было девятнадцать, Софии четырнадцать, а Юдит двенадцать, они выступали командой на женских Олимпийских играх, и благодаря им Венгрия впервые выиграла у СССР; девушки стали национальными героинями. В двадцать один год Жужа стала первой женщиной-гроссмейстером (это высшее достижение в мировых шахматах). Вскоре после этого пятнадцатилетняя Юдит стала самым молодым гроссмейстером среди представителей обоих полов, побив на несколько месяцев рекорд Бобби Фишера. Она была названа шахматисткой номер один в мире и многие годы уверенно держалась в десятке лучших шахматистов мира.

История Полгар наглядно иллюстрирует принципы осознанной практики, показывая, чего сестрам удалось добиться, а чего нет. В целом, разумеется, их невероятный успех явно подтверждает предположения их отца. Не было причин полагать, что Ласло или Клара передали дочерям врожденный талант к шахматам: Ласло был игроком посредственным, а Клара вовсе не демонстрировала склонности к игре. Успех их детей, как кажется, возник лишь благодаря годам усердного труда, а именно это и представляет собой осознанную практику в чистом виде.
В то же время нужно отметить, что девушки добились неравного успеха, и ни одна из них не добралась до высшей ступени - титула чемпиона мира. Но и эти факты не противоречат принципам осознанной практики. Средняя сестра, София, не достигла высот своих сестер (хотя и занимала шестое место в мире среди женщин); все соглашались, что она была в наименьшей степени поглощена шахматами. Чемпион США по шахматам Джош Уэйтцкин говорил, что София «играла с невероятной скоростью, и ум ее был острым как игла. Но она трудилась менее усердно, чем остальные». Жужа называла Софию ленивой. Даже сама София признавалась: «Я сдавалась легче, чем Юдит. Я никогда не трудилась так, как она». Точно так же все соглашались, что Юдит, поднявшаяся выше всех, тренировалась наиболее упорно. Причина ее выдающегося успеха еще и в том, что к тому времени, как Юдит подросла, Ласло отточил свои методы разработки практики.
Что же касается того факта, что ни одна из сестер не стала чемпионом мира… Не будем размышлять о том, почему в горнем мире триумфов все происходит так, а не иначе. Скажу лишь, что, перешагнув двадцатилетний порог - возраст, в котором будущие чемпионы обычно еще борются за место наверху, - девушки решили, что жизнь - это не только шахматы. София по этому поводу однажды заметила: «Шахматы - это не слишком много для меня; это слишком мало». Они вышли замуж, родили детей, стали уделять время своим семьям и снизили накал неустанной работы над шахматами, которая ранее наполняла их жизнь.

Их истории убедили их в правоте отца. Жужа говорила: «Мой отец считает, что врожденный талант - ничто, а 99 процентов успеха обеспечивает тяжкий труд. Я с ним согласна».

***
Добавлю немного от себя. В нашей школе был мальчик-вундеркинд. Мне казалось, что с такими способностями мы очень скоро услышим о нем как о великом ученом. Ничуть не бывало. Со временем он погас. Ему слишком легко все давалось до поры до времени, и упорству в его характере попросту не нашлось места. А без упорства в какой-то момент становится невозможно развиваться.

Талант в чистом виде редко жизнеспособен. Если ваши черновики не исчерканы в поисках единственно верного слова, вряд ли вы превзойдете Пушкина. Если у вас прекрасные физические данные, но вы не хотите в жестком режиме тренироваться два раза в день, вам не видать олимпийской сборной. И не быть вам ни Моцартом, ни Прокофьевым, если вы не будете часами упражняться в музыке.

Но если вам просто нравится какое-то дело и вы готовы неустанно в нем совершенствоваться - результаты превзойдут все ожидания.

Ласло Полгар (Laszlo Polgar) родился в 1947 году в Будапеште, Венгрия (Budapest, Hungary). Известно, что музыке Ласло учился в венгерской столице, окончив Академию Листа (Liszt Ferenc Academy of Music), а, кроме того, был он учеником и весьма именитых наставников - немецкого баса-баритона Ханса Хоттера (Hans Hotter) и выдающегося российского баса, солиста Большого театра Евгения Евгеньевича Нестеренко (Yevgeny Nesterenko).

Карьера Полгара на большой оперной сцене стартовала в 1970-х, когда молодой бас пришел в Венгерскую Государственную оперу в Будапеште (Hungarian State Opera).

Кстати, к тому моменту Полгар уже успел победить в нескольких вокальных конкурсах. Первой его профессиональной работой стала опера "Риголетто" ("Rigoletto") Верди (Giuseppe Verdi).


Очень скоро Полгар стал весьма заметной фигурой на будапештской оперной сцене, и именно ему стали доставаться ведущие басовые партии – Осмин в опере Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart) "Похищение из сераля" ("Die Entführung aus dem Serail"); Зарастро в опере того же Моцарта в "Волшебная флейта" ("The Magic Flute"); Дон Базилио в "Севильский цирюльник" ("The Barber of Seville") Россини (Gioachino Rossini); король Филипп II в опере "Дон Карлос" ("Don Carlos") Верди; и другие.

Помнят его венгерские любители оперы и в роли Лепорелло в "Дон Жуане" ("Don Giovanni"), и в опере Рихарда Вагнера (Richard Wagner) "Парсифаль" ("Parsifal"), где он исполнил Гурнеманца. Пожалуй, одной из самых примечательных партий Полгара стала именно роль Лепорелло, которую просто обожала публика, и высоко оценили критики. Говорили, что в этой роли Полгару просто не было равных.

Впоследствии имя Ласло Полгара стало известно и на ведущих мировых оперных сценах - он выходил на оперные площадки Вены (Vienna State Opera), Милана (Teatro alla Scala a Milano), Гамбурга (Hamburg State Opera), Мюнхена (Munich State Opera) и Парижа (Opéra de Paris).

Кстати, впервые на международной сцене Ласло пел в 1981-м, и это была партия Родольфо в "Сомнамбуле" ("La sonnambula"), происходило действо на сцене Королевской оперы в Лондоне (Royal Opera House).


Пожалуй, более всего Полгар известен своим исполнением заглавной партии в опере "Замок герцога Синяя борода" ("Bluebeard"s Castle") Белы Бартока (Bela Bartok). Впрочем, его репертуар включает в себя по-настоящему большое количество ролей во всех значительных оперных постановках. Так, пел Полгар в "Норме" ("Norma") и "Пуританах" ("I puritani") Беллини (Vincenzo Bellini); вердиевских "Луизе Миллер" ("Luisa Miller"), "Дон Карлосе" ("Don Carlos") и "Силе судьбы" ("La forza del destino"); "Тристане и Изольде" ("Tristan und Isolde") Вагнера и многих других классических операх.

Известно, что публика буквально боготворила его – помимо сильного и открытого голоса, Ласло обладал прекрасной внешностью, и его густые вьющиеся волосы и пылающий взгляд темных глаз из под черных бровей заставили биться сильнее не одно сердце любителей оперы.

В конце 1970-х Полгар стал профессором музыкальной академии в Будапеште, преподавал он также в Музыкальной академии швейцарского города Винтертур (Hochschule für Musik in Winterthur, Switzerland).

C 1991 по 2009 год Полгар являлся членом труппы Оперного театра Цюриха (Zurich Opera House). Даже после своего ухода на пенсию в 2009 году Ласло продолжал работать приглашенным певцом.

Широко известна его запись оперы "Замок герцога Синяя борода", сделанная вместе c легендарной темнокожей сопрано Джесси Норман (Jessye Norman) и Чикагским симфоническим оркестром (Chicago Symphony Orchestra) под управлением Пьера Булеза (Pierre Boulez).

Смерть Ласло Полгара стала неожиданностью и огромным ударом по любителям оперы во всем мире. Скончался он в Цюрихе, 19 сентября 2010 года. На момент смерти великому басу было 63 года, и он по-прежнему был в прекрасной вокальной форме. Оперный мир откликнулся на смерть великого исполнителя многочисленными некрологами.

День добрый, дорогой друг!

Тем более, что столь любимую опцию среднестатистического читателя «скачать бесплатно», применить не так-то просто. Купить – пожалуйста, а скачать, — это надобно основательно поискать.

Что это за книга?

Ели кто не знал или забыл – Жужа Полгар – одна из среди женщин, — по общему мнению шахматного сообщества, — лучшая шахматистка истории шахмат. Сестры – лауреаты всевозможных Оскаров и рекордов Гиннеса . Все перечислять, с вашего позволения, не буду.

Книга – весьма объемный труд на 1100 страниц и состоит из 6 основных разделов: Первые три содержат задачи. Мат в один, два и три хода. Следующие три раздела: партии – миниатюры, типовые эндшпили и комбинации из партий сестер Полгар.

Всего, как понятно из названия книги – 5334 примера.

Структура изложения книги весьма логична и идейно последовательна. Это один из нечастых примеров, когда в одной книге органично сочетаются как задачи, так и партии и примеры из практик и .

На каждой странице по 6 диаграмм. Текстом книга не перегружена, он прост и доступен в понимании даже начинающему.

  • Если вы совсем начинающий, — вначале выучите названия полей на досве и их цвета.
  • Никогда не двигайте фигуры в процессе решения задач. Задачи развивают пространственное воображение и внимание. Постепенные успехи в решении задач также дадут мотивационный толчок к дальнейшему развитию.
  • Изучение коротких партий- миниатюр позволит вам свести к минимуму типичные ошибки в дебюте. А также обогатит арсенал характерных приемов игры в дебюте
  • Чтобы стать практически сильным шахматистом, следует каждый день решать задачи и комбинации, а также ежедневно играть партии. Если нет постоянного партнера, вполне можно заменить его компьютером.

Основные разделы книги

Собственно разделов 8 . Шесть из них содержат задания, седьмой – решения. А самый первый – вводный, для совсем начинающих.

Пойдем по порядку:

Вводный раздел

Разъясняются основные правила расстановки фигур, что из себя представляет каждая фигура, как она ходит и ее особенности.

Мат в один ход

Следующий по логике развития шаг – научиться ставить элементарные маты в один ход. Этот раздел значительно короче, чем последующие, «всего» 306 задач. Одноходовые задачи обычно решают в первый год обучения шахматам

Несложные задачи послужат ступенькой к формированию навыка решения более сложных и комплексных проблем за шахматной доской.

Мат в два хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, следующим ходом нужно поставить мат.

В этом разделе содержатся огромное количество примеров – 3411 . В обще-то неудивительно, двухходовки наиболее популярны вид задач. Эти задачи решают как на первом году обучения, так и на последующих.

Даже во взрослом, а иногда и профессиональном периоде, для тренировки решение двухходовок полезно.

Задачи, как правило имеют несложное, но изящное решение. Например:

332 (номер в книге) Белые начинают и дают мат в два хода:

Решения в статье приводить не буду, пробуйте решить сами. Или посмотрите в самой книге.

Более 3000 задач можно решать несколько лет. Видимо так и задумал автор. И это есть правильно.

Мат в три хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, второй ход – снова ответ, и третьим ходом мат.

Мат в три хода – существенно более сложная задача. Сходу решение можно увидеть не сразу. А если задача хитрая, — придется изрядно попотеть.

Например: 4115 . Ход белых. Мат в три хода

Возможно, по этой причине трехходовки начинают решать уже с определенного уровня. И в этом разделе 743 задачи.

Следующие три главы представляют большую практическую ценность.

600 партий – миниатюр

Приводится полный текст партии. В каждой партии имеется диаграмма, предваряющую ситуацию ключевого хода. Это очень удобно, тем более, что партии расположены последовательно, в зависимости от поля, на которое делается ключевой ход.

Простые окончания

Глава содержит около 150 эндшпильных позиций. Особое внимание автор уделяет исключительно важной теме проведения пешки в ферзи. По сути – это ключевая задача в эндшпиле. Есть и типичные приемы. Например, игра на пат:

Комбинации из партий сестер Полгар

В этой главе собраны примеры тактических ударов, которые применяли сестры Полгар в своих турнирных партиях. Эта глава – прекрасный тренажер комбинационной игры.

Например:

С. Полгар – Комманс , 1988г

Белые начинают и матуют в 4 хода

Решения

Здесь все понятно. Все задачи, окончания и комбинации имеют свои решения, которые и приведены в этом заключительном разделе

Резюме

Книга содержит в себе стройную обучающую логику.

Однако, от утверждения, что это полноценный учебник шахматной игры, — я бы все-же воздержался. Это скорее сборник отлично подобранных примеров.

Для полноценного обучения нужны, как минимум, пояснения к примерам.

В целом, мне книга понравилась. На вопрос, стоит ли приобрести бумажную версию, могу сказать так: если бумажная книга вам удобнее, чем электронная, — тогда да. Лично для меня это не принципиально, на каком носителе.

На Озоне книга стоит 555 рублей. Не так уж и мало, но доступно.

Особую ценность, по моему мнению, как опытного шахматиста, представляют следующие моменты:

  • Короткие партии (глава 600 партий) демонстрируют типичные ошибки начинающих (а иногда и не только начинающих) в дебюте, а также характерные приемы, позволяющие воспользоваться неточностями соперника в начальной стадии партии.
  • Очень удачно и продуманно сделана подборка эндшпилей. По сути обучение эндшпилю и сводится к знанию таких точных позиций, как они выигрываются или сводятся вничью.
  • Ласло Полгар сделал графическую нотацию. То есть, вместо буквенного обозначения фигуры и хода используется мини-изображение.


Могу с полной уверенностью сказать одно: книга Ласло Полгара бесспорно украсит вашу домашнюю библиотеку.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Определяя древнюю шахматную игру как феномен гуманитарной культуры человечества, заманчиво рассказать об удивительном педагогическом эксперименте, поставленном и, главное, блестяще осуществленном, венгерским учителем, выходцем из небогатой еврейской семьи Ласло Полгаром.
Три дочери этого фанатично увлеченного человека – Жужа, София и Юдит,- давно уже занесены в книгу рекордов Гиннеса, и сами стали уникальными явлениями мировой культурной жизни.
Молодой Ласло решил опровергнуть общепризнанный постулат, согласно которому, гениальность дается человеку от рождения свыше, и простым смертным изначально не дано право на самостоятельное “выращивания” гения. Можно развить способности, помочь раскрыться таланту, но попытка родить и вырастить гения, сродни мистическим опытам средневековых алхимиков по созданию искусственного человека – гомункулуса.
Далекий от мистики педагог, проштудировав биографии выдающихся персоналий человеческой истории, пришел к выводу, что их наивысшие успехи были достигнуты благодаря ежедневной целенаправленной работе для достижения высочайшей степени концентрации в одной, узкопрофессиональной сфере деятельности. Гроссмейстер Леонид Юдасин сформулировал эту мысль весьма афористично: “талантов у человека может быть много, а гениальность – одна”. Свою теорию Ласло Полгар изложил в монографии “ Как воспитать гения“, в которой доказывал, что выдающиеся люди рождаются, не так уж и редко, просто далеко не всегда их вовремя распознают и начинают готовить к особому предназначению. Много лет занимаясь проблемами образования, он пришел к неожиданным выводам:
“ В цивилизованных странах мира около 80 % всех детей в годовалом возрасте – потенциальные гении! К трем годам их количество снижается до 60%. В пятилетнем возрасте - до 50%. Это означает, что если активно заниматься с детьми с самого раннего возраста, то практически из каждого или каждого второго может выйти талант в той или иной области. С течением времени способности к самореализации, если их не развивать, увы, затухают”.
Конечно, подобные статистические выкладки были восприняты с явным скепсисом. Но будущего отца знаменитых сестер Полгар это не остановило. Он решил проверить свою теорию на практике и подошел к осуществлению замысла весьма прагматично: для того, чтобы воспитать гениев, для начала надо их хотя бы родить!
В середине 60-х годов прошлого века Ласло поместил в газетах необычное брачное объявление. Он искал жену, которая поддержит его грандиозную затею и, главное, сумеет естественным способом, разумеется не без его непосредственного участия, произвести на свет объекты предстоящего уникального эксперимента. На его призыв откликнулась юная учительница из Закарапатья – Клара Альтбергер. Потенциальные родители гениев долго приглядывались друг к другу. Свадьба состоялась лишь через шесть лет после знакомства, а первая дочка – будущая чемпионка мира Жужа появилась на свет 19 апреля 1969 года.
Богатая шахматная история знала немало вундеркиндов. Великий кубинец Хосе Рауль Капабланка, согласно бытующей легенде, самостоятельно обучился игре в возрасте четырех лет, лишь наблюдая за любительскими поединками своего отца с испанским полковником. Подлинной сенсацией начала прошлого века стали гастроли восьмилетнего мальчика Сэмюэля Решевского из польского местечка Озоркув, громившего своих опытных соперников в сеансах одновременной игры по всей Европе. Очень рано заявили о себе такие шахматные корифеи как Пол Морфи, Роберт Фишер, Гарри Каспаров. Сегодня к этому списку можно добавить и норвежскую звезду первой величины Магнуса Карлсена. Взлет этих юных дарований на шахматный Олимп произошел спонтанно, без видимого внешнего вмешательства. Единственным исключением из этого правила был, пожалуй, Гата Камский, чье движение к высшим успехам заранее планировалось и, порой, весьма оригинальным образом, подстегивалось, его отцом Рустамом.

Жуже не было и четырех лет, когда она заинтересовалась деревянными фигурками из отцовского ящичка и невольно скорректировала планы отца, мечтавшего вырастить из своей первой дочки великого математика, к чему были явные предпосылки. К тому времени Жужа уже с удовольствием складывала и вычитала большие числа. Но сказочный мир шахмат оказался притягательнее. Вскоре ребенка было уже не оторвать от шахматной доски. В чемпионате Будапешта в возрастной номинации до одиннадцати лет четырехлетняя Полгар занимает первое место, не потерпев ни одного поражения. Таким образом, профессиональное амплуа вундеркинда было определено без особенных раздумий. Отец поставил задачу сделать из своей дочки чемпионку мира.
Прежде всего, было решено отправить Жужу в детский сад при советском культурном центре. Русский язык должен был пригодиться для намеченной шахматной карьеры. В те времена практически все сильнейшие шахматисты говорили на языке доминировавшей в мире советской шахматной школы. К тому же в социалистической Венгрии, как и во всех странах, так называемой народной демократии, - русский язык был обязательным предметом во всех учебных заведениях.
Успехи маленькой Жужи росли не по дням, а по часам, и родители решили продолжить свой удивительный и счастливый эксперимент. В ноябре 1974 года у них родилась вторая дочка София, а еще почти через два года на свет появилась Юдит, уникальное дарование которой, стало не только триумфом отцовской теории, но и принесло всемирную славу своей родине – Венгрии.
Отношения с властями поначалу складывались у молодой четы Полгар непросто. Первый конфликт возник из-за решения родителей отказаться от обучения старшей дочери в общеобразовательной школе. Профессиональные педагоги взяли на себя домашнее образование дочерей. Так, к семи годам Жужа изучила математику в пределах программы младшей школы, а читать и писать могла уже на нескольких языках, и для нее посещение первых классов стало бы потерей, столь бесценного для познания шахмат, времени. Неоднократные просьбы на обучение экстерном с ежегодной сдачей экзаменов чиновниками от образования были отвергнуты. Более того, однажды в дом Полгаров явились представители органов безопасности с тем, ” чтобы спасти девочек от сумасшедшего отца”. Регламент жизни у сестер Полгар был действительно суров: Шахматы – минимум 4 часа в день. ”Контроль времени” на иностранные языки постепенно увеличивался от одного до трех часов в день. Причем первый год – эсперанто, второй – английский, а далее – по выбору.
Cтоит отметить, что старшая из сестер кроме родного венгерского языка свободно владеет еще шестью: английским, русским, немецким, испанским, ивритом и даже эсперанто! Изучение иностранных языков стало обязательным элементом в педагогической системе Ласло Полгара.
На остальные общеобразовательные предметы - час в день, Еще час - психология, педагогика. Каждые 20 минут - рассказ анекдота. И, наконец, занятие физкультурой и спортом. Представители отдела опеки упрекали родителей за то, что их дочки живут “как в тюрьме “.
Ситуация резко изменилась после того, как десятилетняя Жужа успешно выступила на чемпионате страны среди взрослых и стала самым юным мастером спорта по шахматам в истории, и ее лично поздравил с этим уникальным достижением тогдашний руководитель Венгрии и большой любитель шахмат Янош Кадар. Вскоре эксперименту Ласло Полгара была открыта зеленая улица. Через год его старшая дочка завоевала свой первый титул чемпионки мира в возрастной категории до 16 лет. Планы выдающегося педагога стали осуществляться.
Истинным триумфом теории и практики Ласло Полгара стал феноменальный успех семейного трио на Всемирной шахматной Олимпиаде в Салониках в 1988году. Команда сестер Полгар, выступавшая под флагом Венгрии, вернулась на родину с золотыми медалями. Особенный фурор вызвала игра самой юной участницы – двенадцатилетней Юдит Полгар, не потерпевшей в сложнейшем состязании ни единого поражения. Великая шахматистка вспоминает о том, своем первом взрослом бале: Играю и чувствую, что вокруг меня начинает сгущаться атмосфера. Ощущаю чей-то взгляд со спины. Поворачиваюсь. Вижу - стоит Гарри Каспаров, наблюдает за моей игрой. Видимо, ему уже рассказали обо мне. Я столько о нем слышала, но тогда заговорить не решилась”.
Впервые мне довелось познакомиться с представителями этой удивительной семьи на турнире в небольшом городке Бад Мергентхайме осенью 1989 года. Соревнование, проводившееся по швейцарской системе, собрало интересный состав участников. Среди них были и мои тогдашние подопечные Александр Халифман и Дмитрий Комаров, а также, уже перебравшийся в Америку Гата Камский. Внимание зрителей привлекала юная звезда из Венгрии София Полгар. Во время турнира ей исполнилось пятнадцать лет, и организаторы соревнования поручили мне вручить имениннице многоэтажный торт со свечами. К тому времени, средняя из сестер уже успела заявить о себе на международной арене. Призер чемпионата мира среди юношей в возрастной группе до 14-ти лет(1986) и шахматного фестиваля в Нью-Йорке (1985) София прекрасно выступила на крупном турнире в Сан-Бернардино, и ей было присвоено звание международного мастера.
В поездке по Германии Софию сопровождала ее мама Клара, оказавшаяся очень открытым и контактным человеком. Пока в турнирном зале шли шахматные баталии, мы прогуливались по дорожкам лесопарка и обсуждали не только успехи и перспективы ее талантливых дочерей, но и последствия политических изменений, в доживающем последние месяцы, социалистическом лагере. Особенно тревожили Клару проявления ксенофобии и антисемитизма на ее новой родине в Венгрии. Помнится, уже тогда в их семье дебатировался вопрос о необходимости эмиграции в Америку или Израиль. Впоследствии эта дилемма разрешилась естественным путем. София в 1999 году вышла замуж за израильского гроссмейстера Йону Касашвили, а первым избранником чемпионки мира среди женщин Жужи Полгар стал гражданин США, и старшая из сестер давно уже проживает за океаном.
Прошли годы. Юдит уже много лет входит в элиту мужских шахмат мира. Ей удалось добыть скальпы практически всех выдающихся мастеров современности. В партиях с ней доводилось признавать себя побежденными и Каспарову, и Карпову, и Ананду, и Топалову.
Прошедший год ознаменовался для Юдит новыми выдающимися достижениями. В мужском чемпионате Европы она завоевала бронзу, а затем показала высокий результат на Кубке мира.
Геннадий Несис, старший тренер ФИДЕ,профессор.

Жанара Рахметова рассказала «Степи» о том, как на самом деле появляется талант.

Существует мнение, что талант это врожденное качество. Если человек виртуозно играет на музыкальном инструменте или бьет рекорды в спорте, как правило, говорят, что у него природный дар. Так ли это на самом деле?

В первом выпуске своего подкаста Один Процент (1%) Данияр Абенов расставил все точки над i, рассказав, что наука и факты говорят о другом - в большинстве случаев талантливыми не рождаются, а становятся. За основу Данияр взял книги Дэниела Койла «Код Таланта», а также книги Андерса Эрикссона «Максимум».

Феномен Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор классической эпохи. С раннего детства Моцарт демонстрировал прирожденный музыкальный дар. С 6 лет он сочинял музыку и выступал в европейских монарших дворах, будучи уже серьезным исполнителем на клавишных инструментах и скрипке.

А вот другая история о Моцарте, основанная на реальных исторических данных. Отец Моцарта, Леопольд, и сам был неплохим, хотя и менее известным композитором. Более того, Леопольд был одним из первых людей, кто продвигал идею обучения детей музыке с раннего детства.

Он даже написал практическое пособие для обучения детей музыке. Сначала Леопольд оттачивал свой навык преподавания на старшей сестре Вольфганга. А позже он вплотную занялся музыкальным образованием маленького Моцарта, ему тогда было всего 4 года.

Основываясь на записях тех лет, многие историки считают, что уже к 6 годам Моцарт провел около 3500 часов за изучением музыки. Сохранившиеся записи показывают, что Моцарт начал писать музыку в очень раннем возрасте, первые его сочинения не особо отличались оригинальностью, а напоминали работы других композиторов того времени.

Это вполне понятно, ведь он еще только учился. Свои первые серьезные композиции Моцарт сочинил, когда ему было уже 15 -16 лет, то есть к тому времени прошло более десяти лет с начала обучения. Выходит, что на самом деле Моцарт отнюдь не был рожден гениальным музыкантом. Он им стал благодаря отцу.

Эксперимент Ласло Полгара


В 60-х годах Венгерский психолог Ласло Полгар изучил сотни людей, которых считали гениями в различных областях. Основываясь на своих исследованиях, Полгар пришел к выводу, что любой ребенок способен стать гением в любой сфере при определенной поддержке и занятиях. Ласло решил доказать это на собственных детях.

Через брачное объявление в газете Ласло нашел мать своих будущих детей, согласившуюся на его смелый эксперимент. У четы Полгар родились три дочери. Для своего эксперимента родители выбрали шахматы. Все обучение девочек Полгар проходило на дому.

Каковы же были результаты этого эксперимента?

Уже в 4 года самая старшая дочь, Жужа, выиграла свой первый турнир по шахматам - чемпионат Будапешта для девочек до 11 лет. В 15 лет Жужа стала первой в мировом рейтинге женщин-шахматисток. Жужа также стала первой женщиной, выполнившей мужскую норму международного мастера-гроссмейстера. При всем при этом, Жужа была не самой титулованной шахматисткой в семье.

Средняя дочь, София, в возрасте 14 лет одержала победу среди мужчин в международном турнире по шахматам в Риме, продемонстрировав феноменальный результат - 8,5 очков из 9 возможных. София сумела достигнуть 6-й строчки в рейтинге самых сильных шахматисток мира. Но несмотря на все эти достижения, в семье Полгар Софию считали бездельницей.

Младшая дочь, Юдит, стала самой успешной среди сестер. И это не удивительно - ведь к ее рождению у родителей Полгар уже накопился опыт воспитания 2-х чемпионок по шахматам. Среди многочисленных достижений Юдит - звание международного гроссмейстера в возрасте 15 лет. На тот момент Юдит была самым молодым игроком как среди женщин, так и среди мужчин, кто смог добиться этого звания. Юдит оставалась сильнейшей шахматисткой в мировом рейтинге среди женщин на протяжении 25 лет, а именно до тех пор, пока она не ушла из спорта.

Результаты эксперимента семьи Полгар явно продемонстрировали, что при достаточных тренировках, любой ребенок может превратиться в вундеркинда. С момента этого эксперимента были проведены и другие исследования, показавшие, что гены не предопределяют талант. В частности, не было обнаружено ни одной комбинации генов, которая отвечала бы за успехи человека в той или иной сфере.

В то же время, было проведено большое количество экспериментов и исследований, которые явно демонстрируют, что любой человек может стать первоклассным мастером в любой области, приложив к этому достаточно усилий и времени. Так как же работает этот процесс? Каким образом развивается талант?

С развитием новых технологий, у ученых появилась возможность заглянуть под корку мозга и понять, что же происходит у нас в головах, когда мы развиваем навыки и получаем знания. С 2005 года многие исследования показали, что существует прямо пропорциональная связь между тренировками и развитием навыков, а также плотностью и строением белого вещества в человеческом мозге.

К примеру, была доказана связь между количеством времени, которое проводили за занятиями пианисты, и плотностью белого вещества у них в голове. Другими словами, чем больше занятий, тем плотнее было белое вещество у пианистов в мозге.

Белое вещество обеспечивает проводящие пути, которые покрыты миелином - белой жировой тканью. Работа миелина заключается в том, чтобы обеспечить прохождение электрического сигнала по нейрону, не позволяя сигналу потерять свою силу.

Именно миелин отвечает за развитие нейронных сетей в мозге. Именно он помогает нам приобретать и совершенствовать навыки за счет улучшения работы нейронных сетей.

Чем дольше развивать какой-либо навык, тем плотнее становится покров миелина. И чем плотнее покрытие миелина вокруг проводящих путей, тем сильнее навык. Будь то спорт, танцы, пение, игра на музыкальном инструменте или любой интеллектуальный навык, как например скорочтение. Всему этому можно обучиться, «намотав» достаточно миелина.

Однако не всякое занятие или тренировка способны привести к таланту. Чтобы развить в себе талант, нужна осознанная и целенаправленная практика, умноженная на несколько тысяч часов.

Что же представляет собой «осознанная и целенаправленная практика»? Эксперты сходятся на нескольких элементах такой практики. Из них можно выделить 5 основных:

Первое - очень важно работать с опытным преподавателем, инструктором или тренером. Желательно, чтобы ваш наставник уже имел успехи в выбранном вами занятии. Также важно, чтобы у вашего наставника был опыт обучения других - в идеале - кого-то со схожим с вами возрастом и уровнем.

Второй элемент - это полная сконцентрированность на процессе. Нужно быть постоянно включенным во время занятий, то есть процесс обучения должен быть осознанным, а не автоматическим. Поддерживать высокий уровень внимания беспрерывно довольно сложно. Поэтому эксперты советуют начинать с более коротких занятий и увеличивать их продолжительность постепенно.

Третий элемент целенаправленной практики направлен на то, чтобы разбивать изучаемый навык на составные части и работать над этими составляющими поочередно. Эксперты также советуют тренировать такие составляющие с разной скоростью, медленнее или быстрее

Четвертый элемент - это повторение. Необходимо как можно чаще тренироваться, особенно с возрастом. Если не тренироваться часто, то в какой-то момент это приведет к тому, что слой белой жировой ткани (миелина) станет тоньше и высокий уровень навыка будет утрачен.

И, наконец, пятый элемент - это мотивация. Осознанные целенаправленные занятия очень трудоемки. Поэтому важно сохранять мотивацию для того, чтобы поддерживать такой интенсивный режим. Для этого полезно все время помнить о своей цели, стараться наслаждаться процессом, и радоваться маленьким победам.

Тот факт, что талант не дается природой, а его можно создать самим, очень обнадеживает. Фактически любой человек вне зависимости от возраста может развить любой навык, приложив достаточно усилий и терпения.

И, возможно, вы не хотите стать гроссмейстером или виртуозом игры на скрипке, посвящая этому тысячи часов, а всего лишь, к примеру, хотите «подтянуть» уже существующий навык или научится чему-нибудь новому, например, неплохо петь в караоке или играть на гитаре.

Попробовав эти 5 ключевых элементов, вы увидите, насколько эффективно они приведут вас к вашей цели. Сначала не все будет получаться, но с каждым осознанным и целенаправленным занятием результаты вас удивят.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook