Преступление характеризует не только человека. Эта игра поможет узнать истинный характер любого человека. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

    Современная наука о становлении человека.

    Деятельность человека и его потребности.

    Понятие «личности». Социализация личности.

    Социальный статус и социальные роли индивида.

    Свобода и ответственность личности.

Современная наука о становлении человека

С момента появления на Земле и до начала XXI в. века человек прошел длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим весь пройденный путь человечества, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Только человек смог столь значительно преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Существует множество версий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются божественная, космическая и эволюционная теории. Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом. Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров. Эволюционная теория отмечает, что человек возник в ходе естественной и длительной эволюции жизни на Земле.

Но, несмотря на такое многообразие теорий по проблеме происхождения человека, наука с достаточной степенью достоверности утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. При этом первобытный человек значительно отличался от современных людей. Он не умел говорить, а лишь издавал звероподобные звуки, его внешний вид сильно напоминал обезьяну (низкий, скошенный лоб, выдающаяся вперед челюсть, сильно выраженные надбровные дуги, сутулость), объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать простейшие орудия труда. По мнению ученых, именно трудовая деятельность способствовала выделению человека из мира животных.

Формирование человека современного вида шло следующими путями :

    1) прямохождение;

    2) совершенствование руки;

    3) совершенствование мозга;

    4) формирование трудовых навыков.

Такой человек (в науке его называют homo sapiens - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. К этому времени человек научился говорить, добывать огонь, шить одежду и строить жилище. В коллективной трудовой деятельности человек развивался как существо общественное, социальное.

Вопрос о природе человека - это вопрос о его отличии от всех других живых существ. Человек является частью природы, существует как биологическое тело в пределах определенной окружающей среды. Он, с одной стороны, материальный организм, живет в среде себе подобных, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в то же время, в отличие от животных, человек обладает членораздельной речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением. Человек - единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он - биосоциальное существо .

Это то, что дано ему от природы - физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Человека от животного отличают следующие черты:

    человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

    человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

    человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

    человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

    человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию.

Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции.

Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Деятельность человека и его потребности

В повседневной жизни под деятельностью понимается всякого рода активность человека. В обществознании понятие деятельности более сложное.

Это способ существования человека. Это приспособление человека к окружающей среде и ее преобразование.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Однако человек, в отличие от других живых организмов, не только приспосабливается к природным условиям, но и преобразует природу и ее процессы для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.

В структуре человеческой деятельности следует различать следующие элементы :

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что непосредственно направлена деятельность;

    цель - мысленная модель итога деятельности, это именно то, что отличает человеческую деятельность от поведения животного;

    средства достижения цели;

    результаты деятельности.

Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Общественные отношения складываются на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Выделяют следующие виды деятельности .

    Практическая (материальная) деятельность - направлена на преобразование природы и общества. Она, в свою очередь, делится на:

    Духовная деятельность - изменение сознания людей. Она, в свою очередь, делится на:

Все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательной деятельности) должен предшествовать анализ их возможных последствий для государства (прогностическая деятельность).

Кроме видов деятельности, выделяют также ее формы. Формами деятельности являются познание, общение, труд, игра, учение, творчество.

Главной, определяющей все остальные, формой деятельности является труд. - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.

Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности необходимы мастерство, умения, знания. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями времени.

Творчество многогранно. В нем есть объективная основа, связанная с преобразованием мира по законам красоты, и субъективный творческий замысел, прихоть, художественное и научное воображение, фантазия, аллегорическое выражение истины. Творчество всегда связано с развитием личности, с ее духовным ростом и совершенствованием. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.

Существует связь между потребностями и мотивами человека. - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.

Потребности человека можно условно разделить на три группы :

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не знать материальной нужды. В тоже время у гениев, у крупных ученых, писателях, творцах, у великих политиках и полководцах часто идеальные потребности выступают ведущими в их жизни.

Понятие «личность». Социализация личности

Нередко термины «человек», «индивид», «личность» употребляются в научной и художественной литературе как близкие по значению. Однако, с точки зрения обществознания, каждое понятие имеет свою специфику.

Один из видов живых существ на Земле (в отличие от рыб, птиц, змей и т.д.), т.е. данное понятие обозначает всеобщие, присущие всем людям способности, отличающие нас от животного мира.

Отдельный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт.

Это неповторимое сочетание природных и социальных качеств в конкретном человеке.

Это индивид как носитель социальных качеств. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Исторически человек первоначально существовал как стадное животное, племенное существо. По мере развития социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, у которого присутствуют лишь инстинкты и рефлексы. Но по мере своего развития, усвоения социального опыта человечества, он постепенно превращается в личность. Таким образом, личностное начало не является врожденным: человеку от рождения даны только предпосылки перерастания в личность и дальнейшего развития личностного начала.

Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется как личность, связано с понятием социализация.

Это процесс вхождения индивида в общество, становление его как полноценного «общественного существа». Социализация включает в себя:

    обучение и воспитание индивида;

    взаимодействие с другими людьми;

    освоение культурных ценностей и норм общества;

    приобретение определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;

    освоение видов совместной общественной деятельности;

    нахождение своего места в обществе.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству, они усваиваются и вырабатываются. Социализация требует деятельного участия самого индивида.

Процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.

С периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация . Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила и рамки поведения.

С фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация . Ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных ролей.

Третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утерей трудоспособности. Он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из полноценного трудового процесса.

Процесс социализации осуществляется через «помощников». Это люди и учреждения, которые оказывают значимое влияние на социализацию. Данных «помощников» называют агентами социализации . На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

В период первичной социализации главным агентом выступает семья. В период от 3 до 8 лет круг агентов социализации значительно расширяется. Это образовательные и дошкольные учреждения, друзья, другие люди, окружающие ребенка. Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе дети учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывать навыки нахождения в общественной структуре управления (подчинение учителям, завучу, директору и т.д.).

Наряду с «официальными» организациями, агентами социализации для детей и подростков являются группы сверстников, чье влияние часто перевешивает влияние семьи. Так, отдельные лица в окружении ребенка могут обладать большим авторитетом, чем родители. Огромное значение в качестве агента социализации в современном обществе имеют средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания (герои кино, звезды «шоу-бизнеса», персонажи рекламы и т.д.). Телевидение навязывает определенные стандарты поведения, стили жизни и жизненные цели. Часто такое воздействие деформирует сознание ребенка, оказывает отрицательное влияние на его жизненные приоритеты, приводит к конфликтам со старшим поколением.

Одним из результатов социализации является приобретение человеком определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей.

Социальные статусы и социальные роли

В процессе взаимодействия с другими индивидами, каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальный статус - это положение индивида в обществе в соответствии с его полом, возрастом, образованием, семейным положением и родом занятий.

Выделяют два типа социального статуса .

Выделяют также личный статус - это положение человека в малой группе (школьном классе, дворовой компании, спортивной команде и т.д.). Личный статус определяется отношением к человеку окружающих знакомых людей.

В любом обществе существует иерархия статусов. Оценка, которое общество дает статусу личности или должностному статусу называется социальным престижем . Иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов :

    1) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

    2) системой ценностей, характерной для данного общества.

Социальный статус оказывает непосредственное влияние на поведение личности. Каждой статусной позиции соответствует определенный образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.

Социальная роль - это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом.

Эти ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами. Ряд норм закрепляется в различных документах (правилах, уставах, законах).

Несоответствие между статусом и ролью называется статусно-ролевым конфликтом . В этом случае, общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например, если женщина со статусом «матери» не выполняет по отношению к ребенку своих обязанностей, не заботится о нем должным образом, то к ней общество может применять такие санкции, как публичное осуждение и «лишение родительских прав».

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность этих социальных ролей называется ролевой системой . Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора.

Несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, личность, тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовывать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает в современном обществе важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, пронизывает всю историю человечества. Значение свободы для самореализации человека бесспорно. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, а также в выборе средств достижения этих целей.

Свобода - это особая философская категория. Как писал великий немецкий философ Г. Гегель , «свобода есть осознанная необходимость». В этом высказывании содержится идея о том, что если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб; если же она осознана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего потому, что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Таким образом, свобода - это способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности делать выбор.

Со свободой тесно связано понятие - ответственность человека .

Ответственность - это часть свободы. Если человек поступает свободно, выбирая средства своей деятельности, то он в ответе за ее результаты. Ответственность является необходимой составляющей свободы, ее неотъемлемой частью. Если человек может свободно выбирать вариант своего поведения, значит, он должен нести ответственность за сделанный выбор.

Всеобщая Декларация прав человека содержит положения о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

Контрольные вопросы

    Какие теории происхождения человека Вы знаете?

    По каким направлениям шло формирование человека?

    Поясните выражение «биосоциальная сущность человека».

    Какие черты отличают человека от животного?

    Как различаются между собой понятия «человек», «индивид», «личность»?

    Почему личность формируется только в обществе?

    Что такое социальный статус?

    Как общество реагирует на нарушителей социальных ролей?

    Какие уровни и типы мировоззрения Вы знаете?

    Объясните фразу Г. Гегеля: «Свобода есть осознанная необходимость».

Контрольная работа Обществознание 10 класс

Тема: Общество и человек

Вариант 1

Часть А.

1. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек есть природный, биологический факт.

Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.

1.Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

2. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:

1. В трудовой деятельности 2. В нормальном теплообмене

3. В сохранении здоровья 4. В физической активности

3. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:

1. Цель деятельности 2. Результат деятельности 3. Мотив деятельности 4. Потребность

4. Вид деятельности, характерный не только для людей:

1. Материально-производственная 2. Познавательная 3.Творческая 4. Игровая

Игровая деятельность является необходимой для человека, так как

1. Формирует логическое мышление 2. Отвлекает от повседневных дел

3. Формирует профессиональные навыки 4. Улучшает отношения с окружающими

Труд и общение как виды человеческой деятельности

1. Требуют обязательного наличия партнера/партнеров 2. Зависят от вербальной активности человека 3. Являются потребностями человека 4. Направлены на запланированный результат

В отличие от природы общество

1. Развивается закономерно 2. Имеет способность к развитию благодаря сознанию человека

3. Подвержено изменениям 4. Не развивается вообще

Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

1. Считали возможным познание мира 2. Видели в чувственном опыте основу познания

3. Верили в существование врожденных моральных качеств 4. Считали логику основой истинных знаний

9. Верны ли следующие суждения:

А. Понятие «общество» охватывает все формы и способы взаимодействия людей.

Б. Понятие «общество» может быть применено для обозначения этапа развития человечества.

1) Верно только А 3) Оба суждения верны

2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны

10. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека, называется:

1. Сенсуализм 2. Эмпиризм 3. Рационализм 4. Агностицизм

Часть Б.

Установите соответствие

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно 1. Индивид

преобразующий природу, общество и самого себя

Б. Отдельно взятый представитель всего 2. Индивидуальность

человеческого рода

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его 3. Личность

уникальных свойств

А Б В

2. Установите соответствие.

Примеры Виды знаний

А. Если какая-то неприятность может произойти, 1. Житейское знание

то она обязательно произойдёт

Б. Находки берестяных грамот убедительно

свидетельствуют о высоком уровне грамотности 2. Научное знание

в Древней Руси

В. Древние рассказывают, что жили в Причерноморье 3. Мифологическое знание

племена воинственных амазонок, убивающих мужчин

Г. Каждый человек стремится к тому, чтобы достичь

своего уровня некомпетентности

Д. Целый ряд болезней имеет генетическую

наследственную основу

А Б В Г Д

3. Выберите из приведённого методы научного познания, относящиеся к группе теоретических.

1. Постановка эксперимента 2. Построение математической модели

3. Проведение наблюдений за объектом 4. Выдвижение гипотезы

5. Построение системы доказательств 6. Осуществление анализа полученных данных

4. Впишите недостающее слово

Научное познание


5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

"Простейшим, самым доступным видом деятельности является _________ (1). Она носит условный _______(2) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является______ (3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считается _____ (4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______ (5), но является также условием его непрерывного _____ (6) .Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй - умственным".

Социально- психологическая характеристика игры

Игра – это такой сложный социально-психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.

Самое масштабное рассмотрение феномена игры было предпринято Йоханом Хейзингой в его историко-культурологическом исследовании «Человек играющий» - «HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры». «Давно уже ставшее классическим, это фундаментальное исследование раскрывает сущность феномена игры и значение ее в человеческой цивилизации. Но самое заметное здесь - гуманистическая подоплека этой концепции, прослеживаемой на разных этапах истории культуры многих стран и народов. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений - важнейшего его достояния.

Ощущение и ситуация игры, давая, как убеждает нас непосредственный опыт, максимально возможную свободу ее участникам, реализуются в рамках контекста, который сводится к появлению тех или иных жестко очерченных правил – правил игры. Нет контекста - нет правил. Смысл и значение игры целиком определяются отношением непосредственного, феноменального текста игры - к так или иначе опосредованному универсальному, то есть включающему в себя весь мир, контексту человеческого существования. Это предельно ясно в случае произведения искусства - образчика такой игры, контекстом которой является вся вселенная.

Рассматривая «природу и значение игры как явления культуры, игру как изначальное понятие и функцию, которая исполнена смысла; биологические основы игры; игру как некую величину в культуре», Хейзинга приходит к выводу, что «игра это чрезвычайно самостоятельная категория; Игра располагается вне других категорий. Как свободное действие, ограничена местом и временем; Игра устанавливает порядок и правила игры, которые бесспорны и обязательны». Группирующая сила игры заключается в «отстранении обыденной жизни». – Игра поддерживает мировой порядок через его представление». Хейзинга говорит: «Все же, мне кажется, homo ludens, человек играющий, указывает на столь же важную функцию, что и делание, и поэтому, наряду с homo faber, вполне заслуживает права на существование. Есть одна старая мысль, свидетельствующая, что если продумать до конца все, что мы знаем о человеческом поведении, оно покажется нам всего лишь игрою. Тому, кто удовлетворится этим метафизическим утверждением, нет нужды читать эту книгу. По мне же, оно не дает никаких оснований уклониться от попыток различать игру как особый фактор во всем, что есть в этом мире. С давних пор я все более определенно шел к убеждению, что человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра».

Рассматривая концепцию и выражение понятия игры в языке, становится очевидно, что понятия об игре в разных языках не равноценны, общее понятие игры осознается достаточно поздно, понятие игры распределяется иногда, между несколькими словами. «В противоположность греческому, с его изменчивой и многообразной экспрессией подхода к игровой функции, латынь, как ни странно, располагает собственно лишь одним словом, выражающим всю область игры и игровых действий: ludus, ludere, - где lusus лишь производное. Кроме этого, есть еще iocus, iocari, но со специфическим значением шутки, забавы. Собственно игру в классической латыни это не означает. Этимологическую основу ludere, хотя это слово и могли употреблять, говоря о резвящихся рыбах, порхающих птицах, плеске воды, тем не менее вряд ли соотносили с быстрым движением, - как соотносятся с ним столь многие слова игровой сферы, - скорее с областью несерьезного, видимости, насмешки. Ludus, ludere охватывает детскую игру, отдых, состязание, литургическое, и вообще сценическое, действие, азартные игры. В словосочетании lares ludentes оно означает танцевать. Значение принимать вид чего-либо явно выходит на передний план. Сложные слова alludo [заигрывать, намекать], colludo [играть вместе, быть заодно], illudo [играть, насмехаться, обманывать] также устремляются в направлении мнимого, обманчивого. От этой семантической почвы ludi отдаляется к значению публичные игры, занимавшие в жизни римлян столь важное место, a ludus - к значению школа; одно исходит при этом из значения состязание, другое, по всей вероятности, - из упражнения.

Примечательно, что ludus, ludere в общем значении игра, играть не только не переходит в романские языки, но даже, насколько я вижу, едва ли оставляет в них какой-либо след. Во всех романских языках и, очевидно, уже в ранний период, конкретные locus, iocari расширили свое значение до игра, играть, тогда как ludus, ludere были полностью вытеснены. Во французском это jeu, jouer, в итальянском - giuoco, gio-сате, в испанском - juego, jugar, в португальском - jogo, jogar, в румынском - joc, juce. Вызвано ли было исчезновение ludus фонетическими или семантическими причинами, остается здесь вне поля нашего зрения».

Большое значение у Хейзинги занимает рассмотрение игровых элементов современной культуры, в который входит «Игровой элемент современного искусства. - Игровое содержание общественной и политической жизни. - Игровое содержание политики. - Игровые обычаи парламентской деятельности. - Является ли война игрою? - Игровой элемент необходим» - и многое другое.

В заключение своего исследования Хейзинга задает вопрос – «Все ли человеческое это игра!» и рассматривает «Критерий нравственного суждения».

Уже в своих наипростейших формах, в том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная психическая реакция. И как таковая игра переходит границы чисто биологической или, по крайней мере, чисто физической деятельности. Игра - это функция, которая исполнена смысла. В игре вместе с тем играет нечто выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни, нечто, вносящее смысл в происходящее действие. Всякая игра что-то значит. Назвать активное начало, которое придает игре ее сущность, духом - было бы слишком, назвать же его инстинктом - было бы пустым звуком. Как бы мы его ни рассматривали, в любом случае эта целенаправленность игры являет на свет некую нематериальную стихию, включенную в самое сущность игры.

Психология и физиология занимаются тем, чтобы наблюдать, описывать и объяснять игры животных, а также детей и взрослых. Они пытаются установить характер и значение игры и указать место игры в жизненном процессе. То, что игра занимает там весьма важное место, что она выполняет необходимую, во всяком случае, полезную функцию, принимается повсеместно и без возражений как исходный пункт всех научных исследований и суждений.


Самым социально опасным видом девиантного поведения является преступность. Под преступлением понимается сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Понимание того, что считать преступлением, какова опасность разных видов преступлений и, соответственно, каков характер должных санкций, сильно менялось на протяжении развития человечества. Так, для архаических обществ смерть индивида не была чем-то экстраординарным. Как отмечает французский философ Рене Жирар, "посеяв повсюду семена смерти, бог, предок или мифический герой, умирая ли сами или предавая смерти выбранную ими жертву, приносят людям новую жизнь. Стоит ли удивляться, если смерть в конечном счете воспринимается как старшая сестра или даже источник и мать всякой жизни?". При этом религиозные преступления - выражение неповиновения или непочтения богам - признавались наиболее серьезными и влекущими самое суровое наказание.

Представления о том, что считать преступлением, сложились лишь в XIX в. в Европе и из европейских стран стали транслироваться и па другие. Впрочем, во многих странах современного мира сохраняются неевропейские представления о преступлениях, что часто приводит к взаимному непониманию, обвинению, с одной стороны, в нарушении прав человека, с другой - в культурном и идеологическом давлении, угрозе культурной самобытности.

При типологизации преступлений используют разные критерии: цель преступного деяния, личность правонарушителя, метод преступления, объекты преступных посягательств.

Так, в зависимости от цели преступного деяния выделяются:

  • - корыстные преступления;
  • - преступления без корыстного мотива (преступная неосторожность, преступление в состоянии аффекта).

Основную массу (75%) корыстных преступлений в современной России совершают так называемые ситуативные преступники, которые действуют в зависимости от обстановки: социально-экономическое положение в стране ухудшается - их число увеличивается; положение улучшается - их становится меньше. Это обычные граждане, которые при подходящих обстоятельствах воруют все, что можно украсть. В категорию корыстных входят также разнообразные экономические преступления: незаконное предпринимательство, "отмывание" украденных денег, фальшивомонетничество, контрабанда, уклонение от налогов, подкуп должностных лиц.

Критерий "личность правонарушителя" может трактоваться по-разному. В этой связи рассматриваются следующие виды преступлений:

  • - преступность несовершеннолетних;
  • - преступления полностью дееспособных людей;
  • - преступления, совершенные самостоятельно, в одиночку;
  • - организованная преступность;
  • - преступления "простых" людей;
  • - преступления богатых и власть имущих.

Серьезной проблемой считается преступность несовершеннолетних: хотя непосредственный вред от нее не слишком велик, однако она является индикатором того, как преступность будет изменяться в будущем. Известно, что примерно 60% профессиональных преступников, воров и мошенников начали этот путь в 16-летнем возрасте. Таким образом, детская преступность - всегда резерв взрослой преступности.

Как показывает анализ преступности в Центральном федеральном округе, общий коэффициент раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения в возрасте 14 лет и старше примерно одинаков с коэффициентами преступлений несовершеннолетних в расчете на население в возрасте 14-17 лет. В 14 областях преступная активность подростков превосходит криминальную активность взрослого населения, особенно значительно в Ивановской (на 89,1%), Костромской и Липецкой (в 2,2 раза), Рязанской (на 92,8%), Тверской (на 56%), Тульской (на 48,7%) и Ярославской (в 2,6 раза)1.

При этом меняется характер правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Если ранее - 10-20 лет назад - основу подростковой преступности составляли кражи и хулиганство у мальчиков, кражи и проституция у девочек, то в постсоветской России несовершеннолетние все чаще оказываются замешанными в торговлю наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, нападение на бизнесменов и иностранцев, мошенничество.

Выходцы из бедных слоев составляют основную массу заключенных в тюрьмах, но криминальные действия отнюдь не исключительно их удел. Множество богатых и наделенных властью людей совершают преступления, последствия которых могут быть гораздо более значительны, чем последствия мелких преступлений бедных.

Для обозначения преступлений, совершенных респектабельными людьми, с высоким социальном статусом, в ходе выполнения профессиональных обязанностей, в 1939 г. был предложен термин "беловоротничковая преступность". Этот термин был впервые использован Эдвином Сазерлендом, членом Американской Ассоциации Социологов. Па ежегодной встрече организации Сазерленд объявил, что его беспокоит чрезмерная озабоченность криминалистов проблемой уличной преступности и их игнорирование преступлений, совершаемых более благополучными членами общества.

Хотя сегодня существует множество различных определений беловоротничковой преступности, большинство экспертов сходятся во мнении, что этот феномен представляет собой набор ненасильственных преступлений, совершенных в ходе ведения бизнеса, людьми, группами, или корпорациями с целью получения прибыли. К видам беловоротничковой преступности относят мошенничество, махинации с банкротствами, взяточничество, компьютерное мошенничество, мошенничество с кредитными карточками, изготовление фальшивых денег и ценных бумаг, присвоение корпоративных средств, "кража личности" (использование чужих финансовых документов), операции с ценными бумагами, в ходе которых используется инсайдерская информация, мошенничество при страховании, "отмывание денег", препятствование отправлению правосудия, лжесвидетельство, уклонение от уплаты налогов, экономический шпионаж, искусственное вздувание цен.

По данным ФБР, беловоротничковые преступники наносят США ущерб, превышающий 300 млрд долл. США в год. Несмотря на относительно небольшое их количество (по данным ФБР, беловоротничковые преступления составляют примерно 3,5% всех преступлений, совершаемых в США), среднестатическое беловоротничковое преступление обходится жертвам гораздо дороже, чем обычная кража или грабеж. Беловоротничковые преступления сегодня составляют 42% всех преступлений, совершенных с помощью компьютера.

Многие эксперты ожидают, что число подобных преступлении будет расти. Согласно Национальном)" Центру Исследований Мошенничества количество арестов за беловоротничковые преступления, особенно мошенничество и присвоение корпоративных средств, резко увеличилось за последние несколько лет, в то время как число арестов за преступления, связанные с насилием над личностью, продолжает снижаться. Центр пришел к выводу, что примерно одна из каждых трех семей в США стала жертвой беловоротничковых преступников, но только лишь около 40% пострадавших сообщают о преступлении в полицию. По этой и некоторым другим причинам частоту преступлений среди "белых воротничков" измерить значительно труднее, чем среди других слоев населения. Большинство преступлений такого рода вообще не появляется в официальной статистике.

В зависимости от объекта преступного посягательства выделяются следующие виды:

  • - преступления против личности;
  • - преступления против собственности. По критерию "метод преступления":
  • - насильственные преступления (убийства, изнасилования, бандитизм, терроризм);
  • - преступления без жертв (торговля наркотиками, проституция).

Насильственные преступления наиболее опасный вид, поскольку несут угрозу жизни и здоровью людей. Лежащую в их основе агрессию принято подразделять на инструментальную (направленную на достижение некой цели - принуждение к выплате долга, например) и немотивированную (выступающую в качестве самоцели). Своеобразная разновидность преступлений - так называемые преступления без жертв. Это действия, совершаемые без нанесения прямого вреда другим, но расцениваемые как незаконные (употребление наркотиков, различные виды азартных игр, проституция).

Обсудите на семинаре, насколько точно понятие "преступление без жертв". Кого можно назвать жертвами такого рода преступлений. Какие аргументы можно привести в поддержку и для опровержения мнения о том, что уголовное преследование такого рода преступлений должно быть отменено.

Проанализируйте поведение главного героя романа Э. Берджеса "Заводной апельсин". Охарактеризуйте по предложенным основаниям характер преступного поведения, описываемого в романе.

Один из наиболее значимых в прикладном отношении - вопрос о причинах преступности: понимание этих причин - первый шаг на пути предупреждения преступлений. Поисками ответа на этот вопрос заняты представители многих наук - юристы, социологи, психологи, экономисты, медики, однако пока пи одной из существующих теорий не удалось предложить исчерпывающего объяснения всем видам преступлений.

Медико-биологические теории - исторически первые попытки объяснения преступлений на основе природно-обусловленной склонности к ним некоторых людей. Суть подхода сводится к следующему: преступление - такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Так, итальянский криминалист Чезаре Ломброзо в 1870-х гг. пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. В работах Ломброзо и его последователей была разработана первая классификация преступных личностей:

  • - прирожденные преступники;
  • - душевнобольные преступники;
  • - преступники по страсти;
  • - случайные преступники.

Представители биологического подхода утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие особыми анатомо-физиологическими и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на преступление. К признакам "прирожденного преступника" относятся: неправильная форма черепа, раздвоение лобной кости, малая зазубренность краев черепных костей, асимметрия лица, неправильность строения мозга, притуплённая восприимчивость к боли. Характерологические особенности преступника и свойственные ему патологические личностные черты следующие: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон).

Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее прирожденная преступность рассматривалась как форма "нравственного помешательства" и, наконец, как форма эпилепсии. Борьба с преступностью, таким образом, должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физического уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников (благо их антропологическое своеобразие и характерные психологические признаки "позволяют" сделать это заранее, не дожидаясь реализации преступных наклонностей).

Впоследствии идеи о биологической предрасположенности к преступлениям были подвергнуты резкой критике.

Психологические теории. Психологические теории преступления, как и медико-биологические, связывают преступные наклонности с определенным типом личности, в частности с особенностями характера индивида (зачастую с наличием патологических тенденций).

Для справки: в психологической литературе под характером понимается совокупность относительно устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования (т.е. характер определяет динамические, а не содержательные стороны личности - "как?", но не "что?" делает человек - и соответственно может проявляться в разных видах деятельности человека). Наиболее интересные описания характеров сложились даже не строго в рамках психологии, а, скорее, на стыке психологии и психиатрии. Среди авторов существующих типологий характеров - К. Юнг, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

В частности, в типологии А. Е. Личко предлагаются описания не только патологических, но и "нормальных" характеров - так называемых акцептуаций (крайних вариантов нормы, предполагающих заострение отдельных черт характера). Приведем краткое их описание:

  • - гипертимный тип отличается почти всегда хорошим, повышенным настроением, стремится к лидерству, общению;
  • - для циклотимного типа характерны перепады настроения;
  • - человек с лабильным типом акцентуации - тонко чувствующая натура;
  • - астено-невротический тип акцентуаций связан с утомляемостью, раздражительностью, ипохондричностью;
  • - сенситивный тип акцентуации отличает большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности;
  • - психастенический тип отличается тревожной мнительностью, склонностью к самоанализу;
  • - для шизоидного типа характерны замкнутость, трудность установления контактов, закрытость для окружающих;
  • - эпилептоидный тип акцентуации проявляется в злобно-тоскливом настроении, в приступах сильных и длительных аффектов;
  • - истероидный персонаж эгоцентричен, театрален, жаждет внимания к себе;
  • - неустойчивый тип акцептуации знаменуется ленью, праздностью, тягой к удовольствиям и развлечениям.

Некоторые из акцентуаций (например, шизоидный, психастенический, сенситивный типы) крайне редко бывают связаны с преступными наклонностями, и среди совершивших те или иные преступления, особенно насильственного характера, такие лица почти никогда не встречаются. Зато часто встречаются среди других.

Для примера рассмотрим гипертимную и истероидную акцентуации.

Итак, человек с гипертимной акцентуацией отличается "хорошим настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству... Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке".

Какую же судьбу предопределяет такой характер?

"Уже в школе они обращают на себя внимание тем, что, обладая в общем хорошими способностями, учатся обыкновенно плохо... Кроме того, они легко распускаются и выходят из повиновения, делаясь вожаками товарищей во всех коллективных шалостях... С большим трудом переносят они при своих наклонностях и поенную службу, часто нарушая дисциплину и подвергаясь всевозможным взысканиям. Рано пробуждающееся интенсивное половое влечение ведет за собой многочисленные эротические эксцессы. Часто они оказываются, кроме того, малоустойчивыми к употреблению алкоголя... При всем том они вовсе не часто опускаются на дно: предприимчивые и находчивые, такие субъекты обыкновенно выпутываются из самых затруднительных положений, проявляя при этом поистине изумительную ловкость и изворотливость. И в зрелые годы их жизненный путь не идет прямой линией, а все время совершает большие зигзаги от крутых подъемов до молниеносных падений. Многие из них знают чрезвычайно большие достижения и удачи: остроумные изобретатели, удачливые политики, ловкие аферисты, они иногда шутя взбираются на самую вершину общественной лестницы, но редко долго на ней удерживаются - для этого у них не хватает серьезности и постоянства".

Вот один из примеров на тему взлетов - падений, заимствованный у писателя А. Азольского.

"О Стригункове... В 4 года писал и читал (в семье - ни одного грамотного), за что ни возьмется - освоит немедленно. Родители умерли спокойно, знали, что единственный сын не пропадет. А он мастерил в детдоме приемники, ловил Европу, досаждал учителям и научился чисто говорить на трех языках. Вот только служба морская не пошла. Кончил училище назначили командиром "морского охотника", вылетел с треском, поволок, пропившись, именные часы на таллинский рынок (их подарили ему "за лучший выход в атаку на подводную лодку"). Суд чести - и вон с флота. Пришел в НИИ старшим техником, стал инженером второго отдела, потом скакнул в отдел научно-технической информации - начальником: пригодились языки. И опять - водка. Покатился вниз. Три месяца не мог он найти работу. Потом на стройке носил ведро с раствором, через две недели был уже электриком там же. Еще через месяц - прорабом... вскоре появилась вывеска: строительство ведет такое-то СМУ. ответственный - старший прораб Стригунков М. Л. Вывеска продержалась недолго. Ответственный прораб очутился в котельной соседнего дома, шуровал кочергой... И вот - агент по снабжению ныне, попыхивает сигареткой в кабинете директора".

Конечно, по роду своей деятельности психиатру приходится сталкиваться с теневыми сторонами жизни - наркоманией, антиобщественной деятельностью. В психиатрическую клинику гипертимиков ведут именно такие дорожки.

Какой бы символический смысл ни вкладывал Кен Кизи в образ главного героя, портрет человека неуправляемого, становящегося социально опасным, нарисован им точно. "Макмерфи Рендл Патрик. Переведен органами штата из Пендлтонской сельскохозяйственной колонии для обследования и возможного лечения. Тридцати пяти лет. Женат не был. Крест ".За выдающиеся заслуги" в Корее возглавил побег военнопленных из лагеря. Затем уволен с лишением прав и привилегий за невыполнение приказов. Затем уличные драки и потасовки в барах, неоднократно задерживался в пьяном виде, аресты за нарушение порядка, оскорбление действием, азартные игры - многократно - и один арест за совращение малолетней девочки...

Это не значит, что все гипертимики - потенциальные преступники и врожденно аморальные люди. Именно среди них встречаются подлинные герои и (!) разносторонне одаренные люди.

Совершенно иной тип поведения и соответственно иные типы возможных девиаций характеризуют индивидов с истероидной акцентуацией. Внимание окружающих - то, без чего они не могут жить. Восхищение, удивление, почитание, забота, зависть, ненависть (но только не безразличие!) -внешние токи, которые подзаряжают истероида, выводят в высшую точку, апогей счастливого мироощущения.

При этом они настолько глубоко самовнушаемы, настолько вживаются в образ, что внешняя маска становится на некоторое время в буквальном смысле их плотью, срастается с внутренними ощущениями, переживается физиологически, вплоть до способности произвольно вызывать следы ожога на коже в момент представления себя Жанной д"Арк.

"Таковы многочисленные аферисты, выдающие себя за путешествующих инкогнито значительных людей, таковы шарлатаны, присваивающие себе звания врачей, инженеров и часто успевающие на некоторое время держать окружающих под гипнозом своего обмана, таковы шулеры и подделыватели документов, таковы, наконец, даже многие мелкие уличные жулики, выманивающие у доверчивых людей деньги рассказами о случившемся с ними несчастий, обещающие при помощи знакомств оказать какую-нибудь важную услугу. Их самообладание бывает при этом часто поразительным: они лгут так самоуверенно, не смущаясь ничем, так легко вывертываются, даже когда их припирают к стенке, что невольно вызывают восхищение. Многие не унывают и будучи пойманными. Кренелип рассказывает об одном таком мошеннике, который лежал в клинике на испытании и, возвращаясь но окончании срока последнего в тюрьму, так импонировал своим гордым барским видом присланному за ним для сопровождения полицейскому, что заставил последнего услужливо нести свои вещи".

Они живут в атмосфере лжи, искажения реальных отношений. Все, что не укладывается в уютное ложе удобного им вымысла, подлежит отрицанию. Нарочитость, выдуманность своего образа и образа окружающего мира - детская форма выгодного толкования событий, защита от психических травм. Нередко, для того чтобы восстановить утерянное душевное равновесие, истероид должен вывести из равновесия других. Он провоцирует скандал, но когда скандал разгорается, нет в его пекле более хладнокровного человека, чем он. Соперника же, который вытесняет его из круга внимания, старается устранить любыми средствами.

Итак, психологические теории преступления хотя и содержат рациональное зерно, способны объяснить некоторые аспекты преступлений, но оставляют открытыми по большому счету вопросы о мотивации преступной деятельности и тем более ничего не проясняют в проблемах значения девиантного поведения индивида для более широкого социокультурного контекста - в вопросах о культурном своеобразии и исторической изменчивости типов и количества преступлений.

Социологические теории. Одна из наиболее важных - идея социокультурной относительности "нормального" и "девиантного", в том числе и противоправного, поведения.

Признание этой идеи мы считаем необходимым по следующим причинам.

Во-первых, само понимание того, что следует считать нормальным и преступным поведением, существенно варьирует в разных культурных контекстах.

Например, целый ряд культур всемерно поощряет агрессивность своих представителей, начиная с самого раннего возраста. Так, но свидетельствам антропологов, занимавшихся изучением "примитивных" культур в свирепом племени яномами, обитавшем в верховьях Ориноко, во время игр матери подстрекают своих сыновей, дергают их за волосы и дразнят. Когда обиженный ребенок ищет у матери защиты, она дает ему в руку палку и предлагает отомстить обидчику.

Даже если не обращаться к столь экзотическим примерам, нетрудно заметить, что и в современных обществах существует множество субкультур и поведение, считающееся нормой в одной субкультуре, может расцениваться как отклонение в другой.

Во-вторых, существуют очевидные различия структуры, целей и мотивации преступного и шире - девиантного - поведения между представителями разных социальных групп, даже при условии единой культурной принадлежности. Так, карманные кражи или кражи со взломом совершаются в основном людьми из беднейших слоев населения, в то время как растраты или уклонения от уплаты налогов "привилегия" людей с высоким уровнем благосостояния.

Итак, обратимся к основным социологическим теориям девиантного поведения и в числе первых рассмотрим функционалистский подход, проявленный в работах Эмиля Дюркгейма и Роберта К. Мертона. Ключевым здесь становится понятие аномии.

Аномия (греч. а - отрицательная частица, nomos - закон; отсюда фр. anomie - отсутствие закона) - понятие, встречающееся уже в трудах античных мыслителей (Еврипида, Платона), было введено в научный оборот в конце XIX в. французским философом-моралистом Ж. М. Гюйо, который рассматривал аномию как положительное явление - освобождение индивида от власти догматических предписаний; однако лишь в работах Э. Дюркгейма оно стало значимой социологической категорией.

Впервые понятие аномии Дюркгейм ввел в книге "О разделении общественного труда", а более полно определил ее четырьмя годами позднее в своем классическом исследовании "Самоубийство". Категория аномии связана в работах французского социолога с фундаментальной для его творчества проблемой социальной солидарности.

Дюркгейм выделял две формы социальной солидарности.

Первая - механистическая - определяет характер интеграции в традиционном обществе - очень стабильном и малоподвижном, где культурный порядок обеспечивался просто, потребности людей были неразвитыми и темп изменения социальных институтов был невелик.

Вторая форма социальной солидарности - органистическая - характеризует социальное устройство современного индустриального общества, где круг индивидуальных потребностей и свобод расширен, а круг коллективного контроля существенно сужен по сравнению с обществом традиционным.

В результате исчезновения (или крайнего ослабления) устойчивых норм поведения исчезают и твердые жизненные принципы, подрывается авторитет старших и святость традиций. Это дезориентирует людей, лишает их социальной поддержки и оставляет один на один с их проблемами в ответственные минуты выбора среди множества разнородных ценностей, целей и средств их достижения. Отсутствие четких ориентиров делает подобный выбор чрезвычайно трудным.

Аномия возникает в современном обществе при двух условиях:

  • - серьезных экономических кризисах, когда правительство неспособно регулировать поведение рынка при помощи выработанных правил игры и законодательства;
  • - серьезных социальных конфликтах или / и противоречиях, в частности между трудом и капиталом.

Таким образом, суть аномии, по Дюркгейму, состоит в недостатке интеграции в обществе. Источник подобной дезинтеграции Дюркгейм находит в социально-экономических факторах развития общества, им становится усиливающаяся специализация труда, в результате чего снижается эффективность контактов между участниками социального взаимодействия и разрушаются механизмы регуляции социальных отношений. Аномия - следствие неполноты перехода общества от одного состояния к другому, а именно от механической солидарности к органической, когда старые институты и нормы уже разрушены, а новые еще не созданы.

Она проявляется в виде следующих нарушений:

  • - частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных социальных ситуациях, когда прежняя система норм и ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась;
  • - низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения;
  • - расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентации, в частности - противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

В связи с общим пониманием общества как средства интеграции индивидов Дюркгейм предлагает классификацию самоубийств, критерий которой - характер связи между индивидами и обществом. По этому критерию ученым выделены две пары полярных типов самоубийств.

Связь индивидов и общества рассматривается им в двух аспектах. В первом анализируется степень сплоченности индивидов в обществе: ее ослабление приводит к эгоистическому самоубийству, когда люди не видят смысла в жизни, а чрезмерность сплоченности вызывает альтруистическое самоубийство, происходящее оттого, что индивид видит смысл жизни вне ее самой. Во втором исследуется степень регламентации, урегулированности связей и отношений в обществе. Избыток регуляции ведет к фаталистическому суициду, а ее недостаток или отсутствие - к аномическому. Анемическое самоубийство Дюркгейм связывает с беспорядочностью, неурегулированностью человеческой деятельности.

Причины, толкающие человека на то или иное отклонение, коренятся в условиях социальной среды. Когда индивид в недостаточной мере интегрирован в общество, не принят окружением, он замыкается на себе. Если при этом он не получает социальной поддержки, формируется замкнутый круг: в обществе человек не понят и не принят, в себе разобраться не может.

Дюркгейм, проанализировав статистические данные по самоубийствам в нескольких европейских странах, выделил несколько социальных факторов риска:

  • - протестанты более склонны к суициду, нежели католики;
  • - одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью;
  • - количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством;
  • - репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку.

Фактор первый: протестантизм. Если католическая церковь более жестко регламентирует и развитие ценностно-смысловой сферы личности, и разного рода поведенческие проявления (эта стабильность и жесткость социальной регламентации приводит к тому, что католики реже совершают самоубийства), то протестантизм, реформировав христианскую мораль, расшатал устои, в результате - лишил человека ощущения стабильности.

Фактор второй: семья. Семья выступает спасательным кругом, поддерживая человека психологически в трудной ситуации. И напротив, распад семьи (который тоже во многом являет собой аномию) может толкать человека к самоубийству.

Фактор третий: социальная нестабильность. Если общество находится в кризисе, его социальные институты, призванные служить основой стабильности, не выполняют предназначенных им функций, ценностная система человека погружается в хаос.

Фактор четвертый: политический авторитаризм. Дюркгейм полагал, что репрессивные политические системы увеличивают рост суицида. Однако исторические факты не всегда подтверждают правоту его воззрений. Жесткий контроль над поведением и мыслями людей в одних случаях ведет к росту самоубийств, в других нет.

Аномию Дюркгейм считал естественным состоянием "промышленного", то есть капиталистического общества. Поскольку это общество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишенных богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами либо расценивают свою жизнь как неудавшуюся.

Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний (которые, кстати, безграничны по самой своей природе) и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, в том числе разрушительного и даже саморазрушительного, вплоть до самоубийства (в том числе посредством алкоголизма и наркомании, представляющих собой фактически медленные формы самоубийства).

Интерес к концепции аномии вспыхнул в США в конце 1930-х гг., когда экономический кризис особенно остро показал американским социологам необходимость изучения и разработки проблем социальной дезорганизации. Крупнейший представитель социологического функционализма Р. К. Мертон сосредоточил свое внимание на дисфункциональных явлениях в обществе.

Аномию Мертон трактует в контексте социальной структуры, которую он разделяет на два элемента. Первый составляет сферу устремлений и включает цели, намерения и интересы, определяемые данной культурой. Второй элемент социальной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей. Отношение же между определяемыми культурой целями и институционными нормами, по мнению Мертона, нестабильно и даже чревато конфликтом.

Мысль Дюркгейма о том, что ситуация безнормости может возникнуть при столкновении стремлений и разрушении регулирующих норм, в работах Мертона была переформулирована в общий принцип: "...некоторые структуры общества оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их скорее на путь неподчинения, чем на путь поведения, сообразующегося с общепринятыми правилами". Самоубийство для Мертона стало лишь одной из возможных поведенческих реакций на аномию, среди которых - преступление, правонарушение, психическое расстройство, алкоголизм, наркомания и многое другое.

Исходя из двух основных социальных переменных, рассогласование между которыми влечет аномию, Мертон строит возможную типологию социального поведения, представляющую собой разнообразные альтернативные способы приспособления индивида к условиям, существующим в обществе или группе: подчинение, обновление, ритуализм, ретретизм и мятеж. Ни одна из этих адаптации не избирается индивидом сознательно, они в известной степени спонтанны.

Подчинение, или конформизм, - самое распространенное поведение, в силу которого возможно само существование общества. Ритуализм обнаруживается в тех группах, где деятельность, первоначально задуманная в качестве средства достижения цели, становится самоцелью. В таких группах первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность институционно предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости. В качестве примера Мертон приводит служебный психоз бюрократа. Но поведение ритуалиста, как считает и он сам, не рассматривается в обществе как девиантное.

Мятеж, или революционность, занимает особое место в типологии девиации. Хотя Мертон в первом очерке и рассматривает революционность как вид отклонения, но вместе с тем он четко фиксирует ее принципиальные отличия. Эта альтернатива представляет собой переходную реакцию, которая стремится институционализировать новые способы, ориентированные на достижение обновленных целей культуры. Поэтому она заключается не в приспособлении к существующей социальной структуре, а в ее изменении.

Собственно девиантным видом поведения оказывается инновация. Она проистекает, по Мертону, в силу того, что социальная структура, регламентирующая институциональные средства достижения культурных целей, не позволяет всем членам общества их достичь. В результате индивиды, которые в силу своего низкого социального статуса не способны эффективно удовлетворять акцентируемые культурой устремления, обращаются к средствам антиморального характера. Отсюда - и преступность низших социально-экономических классов, и беловоротничковая преступность, и антиэтическая практика в бизнесе. Однако все же наиболее сильные давления в сторону девиации имеют место в низших социальных слоях.

Если конформизм господствует, то приспособление типа ретретизма встречается реже всего. Отказ и от культурных целей, и от институциональных средств, скорее, следует считать дезадаптацией.

К этой категории Мертон относит некоторые виды психопатов, психоневротиков, лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, выражающимися в уходе от реального мира во внутренний мир болезненных переживаний, париев, отщепенцев, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Ретретизм возникает у тех, кто интериоризировал культурные цели, но по каким-либо причинам не имеет доступа к учрежденным средствам их достижения, а выбор незаконных средств для них невозможен в силу их эффективной социализации. Пораженчество и самоустранение проявляют себя в психических механизмах бегства от действительности, с неизбежностью ведущего к бегству от требований, предъявляемых обществом.

Концепция Мертона включает в себя весь континуум социального поведения, классификация которого определяется соотношением целей и средств, принятых или отвергнутых индивидами. При таком подходе аномия оказывается неспецифическим фактором развития отклоняющегося поведения, она обусловливает все пять форм поведения.

Поэтому правильнее было бы рассматривать аномию как необходимую, но не единственную предпосылку отклоняющегося поведения, продолжив поиск дополнительных специфических факторов.

Предложенные Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном концепции аномии, по-разному объясняющие соционормативные аспекты регуляции поведения, в частности - проблемы развития отклоняющегося поведения, в значительной степени дополняют друг друга. Концепция Э. Дюркгейма (аномия как "безнормпость") акцентирует внимание на переходных периодах общественного развития, подход же Р. Мертона (аномия как рассогласование целей и средств) в большей степени применим к этапам относительно стабильного социального функционирования.

Опираясь на фундаментальные идеи Дюркгейма и Мертона, американский социолог и психолог Лео Сроул выстроил социопсихологическую версию теории аномии.

Для Л. Сроула аномия операционализировалась при помощи следующих понятий:

  • - социальной неинтегрированности (social malintegra-tion), описывающей индивидуальное восприятие социально-психологической дистанции по отношению к другим.кодям (self-to-ot hers distance);
  • - отчуждения по отношению к другим людям (self-toothers alienation).

Признавая, что аномия у Дюркгейма и Мертона прежде всего характеризует состояние общества, Л. Сроул подчеркивал, что она может представлять и индивидуальное состояние человека, когда он попадает в условия, описанные Дюркгеймом как аномические. Одним из таких условий, в частности, выступает среда мегаполиса.

Сроул разработал специальный тест, при помощи которого измерялись уровни индивидуального аномичного состояния. Шкала включает пять пунктов, представленных суждениями, с которыми респондент должен выразить свое согласие / несогласие:

  • - личное ощущение того, что лидеры местного сообщества отгораживаются от ваших интересов, проблем и потребностей (Я чувствую, что влиятельные фигуры в обществе равнодушны к моим запросам и нуждам);
  • - индивидуальное восприятие социального порядка как непредсказуемого, ставящего человека в тупик, т.е. отсутствие порядка как такового (В обществе, где нет порядка и неизвестно, что случится завтра, мало чего можно добиться)",
  • - индивидуальную точку зрения о том, что сам он и подобные ему люди двигаются назад по отношению к уже завоеванным позициям и однажды достигнутым рубежам (Шанс достигнуть важнейших для меня жизненных целей все меньше;
  • - непоколебимое чувство бессмысленности жизни вообще (Что бы я ни делал, получается, что жизнь проходит мимо);
  • - личное ощущение того, что система родственных и дружеских отношений, на которые до сих пор опирался человек, отныне не является столь же крепкой (Я все больше убеждаюсь в том, что не могу рассчитывать на дружескую поддержку со стороны моего непосредственного окружения).

Эмпирические исследования с использованием данной шкалы, проведенные самим Л. Сроулом и под его руководством, показали:

  • - наличие обратной зависимости между переменными "индивидуальный уровень аномии" и "социоэкономический статус респондентов (занятие и образование главы семейства)";
  • - наличие взаимосвязи между уровнем аномии, умственными расстройствами и социоэкономическим статусом. Больше всего нервных и умственных расстройств обнаруживалось среди представителей низших классов, где, как уже говорилось, отмечался и более высокий уровень аномии.

Л. Сроул, занимающийся психологией людей, ставших жертвами социальной аномии, описал типичный для них социальный портрет с характерными переживаниями утраты смысла жизни, ненужности, покинутости, обреченности. Не так давно наша соотечественница Р. Фрумкина опросила большую группу россиян разного возраста, предъявив им список суждений, сформулированных Сроулом. Ни один из опрошенных даже не заподозрил, что сказано все это было полвека назад в другом конце света! Большинство, напротив, с готовностью солидаризировались практически со всеми утверждениями (некоторое несогласие было выражено молодыми людьми по пунктам 3 и 4 - молодежь, как ей и положено, все-таки надеется на лучшее).

Идея взаимосвязи между конформностью и девиантностью, предложенная представителями функционалистского направления, была подхвачена интеракционистскими теориями. В них девиантность трактуется как феномен, порождаемый обществом. Соответственно ключевым вопросом становится следующий: "Почему некоторые типы поведения и некоторые люди определяются обществом как девиантные?".

Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Так, еще в конце XIX в. Габриэль Тард утверждал, что преступники, как и "порядочные" люди, подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они подражают поведению преступников. Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми субъектами, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

Американский социолог и криминалист Эдвин X. Сазерленд связывал преступление с тем, что он назвал дифференцированной ассоциацией.

Суть его идеи заключается в следующем: в обществе, включающем множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют противозаконные действия, а другие - нет. Индивид становится правонарушителем или преступником, объединяя себя с носителями криминальных норм. Согласно Сазерленду, криминальное поведение усваивается преимущественно в первичных группах, в частности в группах сверстников.

Когда родители переезжают на новое место, чтобы увезти своего сына от дружков-хулиганов, они неосознанно пользуются принципом дифференциальной ассоциации. Этому же принципу следуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных. Согласно этому же принципу тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Оригинальным, хотя и не бесспорным, социологическим подходом к преступности является теория стигматизации (т.е. наклеивания ярлыков, клеймения). Сторонники теории стигматизации (например, Эдвин Лемерт) интерпретируют отклонение не как некий набор характеристик индивида или группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений1. Как только на индивида навешивается ярлык преступника, он уже заклеймен. Вероятнее всего, окружающие будут в дальнейшем рассматривать его и относиться к нему как к "не внушающему доверия". Индивид, на которого смотрят как па "отверженного", снова совершает криминальные действия, тем самым увеличивая разрыв с устоявшимися социальными нормами. Процесс "научения быть преступником" усугубляется теми же организациями, чья задача - корректирование отклоняющегося поведения, - колониями, тюрьмами и приютами.

Теория стигматизации оригинальна тем, что исходит из допущения: ни одно действие изначально не преступно. Определения криминальности устанавливаются людьми, наделенными властью (богатыми для бедных, мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств), путем формулирования законов и их интерпретации полицией, судами и исправительными учреждениями.

Теорию стигматизации можно критиковать по трем направлениям.

Во-первых, критики "теории ярлыков" указывают на то, что есть действия, однозначно запрещенные всеми культурами, такие как убийство без самозащиты, насильственное присвоение чужого имущества (разбой).

Во-вторых, в рамках этой теории делается акцент на навешивании ярлыков, в то время как причины первичной девиации уходят из поля зрения. Ясно, что ярлыки возникают не случайно. Различия в социализации, установках и возможностях влияют на степень чувствительности к ярлыку отклоняющегося и на то, как они ведут себя после этого.

В-третьих, до сих пор неясно, действительно ли навешивание ярлыка обладает эффектом усиления отклоняющегося поведения. Судить об этом трудно, поскольку здесь участвует много других факторов (например, увеличение общения с правонарушителями или появление новых возможностей для совершения преступлений).

Экономический подход. В конце XX в. часто делались попытки применить при анализе криминальных актов экономическую концепцию рационального выбора. Суть подхода заключается в том, что люди сами выбирают преступные действия, а не принуждаются к этому внешними влияниями. Они просто считают, что есть ситуации, в которых стоит пойти на риск. К такой интерпретации преступления как "особого бизнеса" склонны как экономисты, так и многие криминологи. Исследования показывают, что значительная часть преступных действий (в частности, почти все мелкие преступления вроде краж без применения насилия) - это "ситуационные" решения. Появляется некоторая возможность, которая слишком хороша, чтобы упускать ее; например, человек видит, что дом пуст, пробует открыть дверь и обнаруживает, что ему это удается. Преступников-"профессионалов" не так уж много. Большинство преступников - это "дилетанты", дополняющие доходы из прочих источников участием в кражах и грабежах, если предоставляется такая возможность. Поскольку совершающие преступление люди оказываются чаще всего обычными людьми, то вполне логично объяснять их преступные действия так же, как объясняют и другие, законопослушные действия: решение взять что-нибудь в магазине, когда никто не видит, не слишком отличается от решения купить попавший на глаза товар.

На первый взгляд, между игрой и трудом нет ничего общего. Труд - за этим словом так и слышится: трудно, трудности, которые необходимо преодолевать. А слово "игра" вызывает ассоциации с чем-то приятным, легким, увлекательным. Однако противопоставление отнюдь не очевидно. Можно вспомнить, что о труде высокого профессионала говорят: работает играючи.

На вопрос, что такое труд, существует несколько точек зрения. Сторонники одной из них понимают труд предельно широко: по их мнению, любая сознательная деятельность человека равнозначна труда. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, прежде всего с многообразием предметов, можно говорить о работе.

Сторонники другой точки зрения рассматривают труд как один из видов деятельности, но далеко не единственный. Действительно, труда присуща такая черта деятельности, как проявление активности в действиях, причем активности целесообразной. О другой бессмысленную подобие труда приходится слышать обидное: "обезьянья работа". В работе обязательно есть и такие черты, как практическая полезность, наличие результата. "Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Если не нужно никому, то и усилия прилагать нет необходимости. Будут ли результатами труда материальные ценности или духовные богатства, их созданию подчинена трудовая деятельность.

Еще одной чертой, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Работа всегда нацелена на достижение запрограммированных заранее ожидаемых результатов. Правда, полученный эффект может быть лучше или хуже, ближе к замыслу или дальше от него, но не может быть абсурдной трудом. Затрачивать усилия, понимая, что получается не то, к чему стремишься, - такое трудно себе представить.

Что же дает основание надеяться на то, что запрограммирован результат будет достигнут с оптимальными затратами усилий? Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо мастерство, умение, знания. Таких составляющих требует любой труд - физическая, интеллектуальная, труд ремесленника, земледельца, художника, творца. В любой трудовой деятельности ее участники решают какое-то определенное задание, планируют свои действия, предусматривают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.

Можно подвести итог. Труд - это вид человеческой деятельности, направленной на достижение практически полезного результата. Она осуществляется под влиянием необходимости и в конечном счете имеет целью преобразования предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Вместе с тем, работа превращает самого человека, совершенствует ее как субъекта трудовой деятельности и как личность.

ИГРА

Игра, в отличие от трудовой деятельности, не столько направлена на результат, сколько на сам процесс. Игра сопровождает человечество на протяжении всей истории, переплетаясь с магией, религиозным культом, искусством, спортом, военными упражнениями.

Кто не знает, что такое игра? Тем не менее единого, признанного большинством ученых определения ее нет. Этим словом время сочетают очень широкий спектр действий (сравните: игра детей, игра на бирже...- этот ряд можно продолжить).

Ученые спорят о происхождении игры, о том, является ли она деятельностью, специфической для человека, носит универсальный характер. Другими словами: играют животные, машины?

Сторонники биологического происхождения игры утверждают, что игра свойственна многим живым организмам, причем, чем сложнее организм устроен, тем разнообразнее его игра, как деятельность. В основе игры животных лежат инстинкты: инстинкт борьбы, власти, опеки: особую роль некоторые ученые придают сексуальным влечениям, а также врожденному стремлению к освобождению, объединения, повторения. Догадки, высказанные сторонниками подобных точек зрения, очень интересные; материал, приводится для иллюстрации поведения животных, разнообразен, однако он не дает возможности непротиворечиво и доказательно объяснить связь игры человека с его социальной сущностью.

Немецкому философу и поэту Ф. Шиллеру принадлежит следующее утверждение: "Человек играет только тогда, когда она в полном смысле слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".

Не останавливаясь здесь на деталях, приведем лишь окончательные выводы ученых, специально изучали происхождение и развитие игры, как деятельности у разных народов Земли. В своем развернутом виде игра продолжает жить в детстве, представляя собой необходимую форму жизни ребенка в виде игр-манипуляций с предметами, сюжетных (в том числе ролевых), подвижных игр, игр в процессе обучения. Во взрослом мире сложные виды игры вытесняются, с одной стороны, искусством, с другой стороны - спортом. Для людей творческих специальностей игра становится одним из основных видов деятельности человека. Однако, превратившись в главное дело жизни, игра приобретает уже качественно иной смысл, чем прежняя игра ребенка.

Наиболее существенной особенностью игры как деятельности является ее двуплановость. С одной стороны, играющий, осуществляет реальное действие, с другой - многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемых обстоятельствах (стоит сказать волшебное "как бы"., И стул станет конем, а грязнуля Золушка превратится в принцессу).

Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играющие. Роль - это соответствие принятым (условным) нормам поведения в игровой ситуации. Иными словами, роль является отождествлением играющего с изображаемым лицом, предметом, персонажем. Для реализации роли играющий обязательно прибегает к действиям в соответствии с правилами игры. В игре особым образом используются предметы или их заменители, символы, условные знаки.

Все эти условные составляющие игры возможны, поскольку играющий одновременно верит и не верит в то, что ситуация, которая разыгрывается, реальна. Двуплановость такого поведения роднит игру с искусством. Искусство особыми, художественными средствами интерпретирует различные стороны человеческой жизни и деятельности и рассказывает о них людям, заставляя переживать, принимать или не принимать предлагаемое художником понимание смысла жизни. Игра, как и искусство, предлагает некоторое решение не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая, однако, в дальнейшем может быть использована как своеобразная модель поведения. Искусство предлагает будто типовые формы разрешения конфликтов персонажей, а игра дает возможность моделировать конкретные ситуации и выступает как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, действий.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook