Clive barker's jericho обзор игры. Для истинных ценителей "эстетики". Сказка на ночь

Известный среди ценителей ужасного писатель, сценарист и режиссер Клайв Баркер полон сил, творческой фантазии, а самое главное - желания доказать, что жанр horror-игр жив не только одними Silent Hill да Resident Evil. Вопрос этот для него принципиален, ведь предыдущая попытка покорения

Отправить

Известный среди ценителей ужасного писатель, сценарист и режиссер Клайв Баркер полон сил, творческой фантазии, а самое главное - желания доказать, что жанр horror-игр жив не только одними Silent Hill да Resident Evil. Вопрос этот для него принципиален, ведь предыдущая попытка покорения игровой аудитории закончилась для автора пугающих книг и культового фильма Hellraiser неоднозначно. Clive Barker"s Undying получился интересным, но во многом типичным ужастиком, потенциал которого был так до конца и не реализован. Судя по всему, выводы сделаны верные: Clive Barker"s Jericho получился куда более собранным, целеустремленным проектом, авторы которого четко представляют свою аудиторию и как на нее воздействовать.

Ужас как искусство
Прежде надо напомнить, что Баркер - мастер создавать извращенные пугающие образы. В большинстве его произведений упор делается именно на отталкивающую физиологию, на горы вспоротой плоти, на литры крови. Но при этом в этих образах чувствуется стиль, даже некий шарм: они отталкивают и завораживают одновременно, как часто и происходит с настоящим искусством. Ведь даже уродливое, пугающее можно показать по разному: грубо и вульгарно, как Роб Зомби в своих фильмах, или стильно - как это сделал Баркер в «Восставшем из ада» (вспомните знаменитое утыканное иголками лицо главного злодея).
То же самое можно сказать и про типичные баркеровские сюжеты. Вроде бы фабула простенькая: Зло настойчиво лезет из потусторонних и крайне неуютных мест обитания на наши цветущие, залитые солнцем поляны. В Hellraiser героев навещали демонические существа, которых хлебом не корми, дай только отведать бренной человечьей плоти. А в Jericho на свидание с человечеством спешит перворожденное Богом существо (The Firstborn) , которое настолько не понравилось создателю, что он решил запереть его в специальном контейнере, существующем в параллельном измерении (the Box). Точкой возвращения в земной мир The Firstborn избрал древний африканский город Аль-Хали, куда спешит отряд специального назначения - Jericho, специально созданный для разрешения подобных и, мягко говоря, необычных ситуаций.
Казалось бы, все простенько и предсказуемо. Но Баркер тем и силен, что самые простые фабулы может обставлять со вкусом и фантазией. В «Восставшем из ада» был даже некий философский, глубокий подтекст. Есть он и в Jericho : самое большое зло таится в человеке, и мы сами можем быть идеальными проводниками любой демонической воли. Для доказательства этого Баркер превращает Аль-Хали в этакую кровавую изнанку мировой истории, в пространственную матрешку, где друг в друга складываются тени наиболее безумных, ужасающих периодов человеческого существования: в частности, фашизма и эпохи крестовых походов. В итоге бойцов Jericho ждут, порой, самые неожиданные встречи: полусгнившие немецкие фройляйн, облаченные в кожу и латекс, соседствуют с не менее колоритными крестоносцами и римскими центурионами. Кроме того, на пути попадаются маленький черный мальчик мистического происхождения (с ним связана главная интрига), какое-то летающее и разговаривающее чудо по имени Арнольд, редкие бойцы добра из разных эпох, бьющиеся плечом к плечу с нашими славными спецназовцами, и множество других персонажей. Общение крайне увлекательно закручено - на качественных диалогах и шикарно поставленных мини-сценах, постоянно перемежающих действо. Жизнь кипит и внутри команды Jericho : бойцы, ошеломленные увиденным в Аль-Хали, периодически теряют контроль над собой. Или спорят друг с другом, причем не на шутку, вплоть до рукоприкладства. Протагонисты встречают и тут же теряют давних товарищей, кричат, ругаются, стонут и впадают в истерику: в итоге мы видим не куклы, придуманные режиссером, а живые яркие образы.
Одним словом, сюжет и качество его наполнения событиями и персонажами, впечатляют. Добавьте к вышеописанному ту самую отточенную баркеровскую манеру, с которой он умеет стильно преподнести самое, казалось бы, отталкивающее и пугающее - и вы поймете, почему Clive Barker"s Jericho очень хочется сравнить с высшего качества триллером. В нем всё: голливудский размах, мистика, яркие образы, шикарная режиссура, интрига, динамика и скрытая за всем этим глубокая философская основа.
Графика и звуковое сопровождение только усиливают это впечатление. Картинка в игре без преувеличений ультрасовременная, насыщенная всевозможными наворотами: местами они даже слишком навязчивы (особенно это касается «бампа» на моделях), но в целом работают грамотно, к месту, создавая почти физическое ощущение того, насколько в Аль-Хали жутко и красочно одновременно. Штатные художники Mercury Steam Entertainment , следующие фантазиям Баркера , срывают аплодисменты: они рисуют мрачные, со вкусом обставленные катакомбы, наполненные монстрами, дизайн которых дает прикурить даже самым изощренным тварям из сериала Silent Hill .
При этом все почти идеально оптимизировано: выбрав адекватные настройки под свою конфигурацию, вы вряд ли будете испытывать какой-то дискомфорт, связанный с подвисаниями, долгими загрузками или вылетами в систему - U3 Engine на высоте.
Картинка дополняется потрясающим звуком и музыкой: все персонажи здесь озвучены по голливудскому счету. При этом в звуковом оформлении нашлось место для настоящих откровений: периодически мы слышим какой-то тихий вкрадчивый шепот, нарастающий откуда-то из глубины плач и нервирующие шорохи, которые могут смениться пронзающим от макушки до пяток рыком, заставляющим сердце испуганной птицей биться в грудной клетке. Музыка подобна этому нервному сердечному ритму: она пульсирует волной постоянного напряжения и страха.

Парапсихология на службе добра
Clive Barker"s Jericho - это не просто увлекательнейший интерактивный ужастик с насыщенной атмосферой и яркими персонажами. Это еще и новаторский тактический шутер, который помимо сюжета и стильной оболочки увлекает и непосредственно игровым процессом. Каждый из семи членов отряда Jericho обладает набором собственных парапсихологических способностей и своим оружием, а соответственно индивидуальной тактикой ведения боевых действий. Разнообразие тут поразительное: испанский мачо по имени Delgado предпочитает идти напролом, пользуясь природной силой и вмонтированным в руку пулеметом, который можно превратить в огнемет. Стильная девушка по кличке Black палит из снайперской винтовки, обладая при этом эффектнейшей возможностью управлять полетом пули или раскидывать камни мановением руки. Суровый мужчина в кожаном пальто - Rowling, может воскрешать коллег на расстоянии, эффектно палит из пистолетов с двух рук и проводит сеансы экзорцизма. Church -симпатичная азиатка с катаной и Узи в руках, обучена ряду самурайских приемов, а кроме того пользуется магией крови, высасывая из врагов жизненные соки. А ведь есть еще Jones, который может пользоваться телекинезом; и девушка-инженер Cole - она ловко кидает гранаты и является единственной, кто с их помощью может вывести из строя стационарные турели.
Из всего вышесказанного уже ясно, что игра построена на грамотном использовании тактических и парапсихологических способностей наших подчиненных в тех или иных ситуациях. Для этого у игрока есть все возможности: мы можем управлять обеими тройками, на которые разбит отряд, посредством простейших, но вполне эффективных тактических приказов, либо же лично вселяться в каждого, когда нужно применить какой-то конкретный спецнавык. Обилие возможностей и нюансов (помимо вышесказанного у каждого «ствола» есть альтернативные режимы огня и возможность сменить режим стрельбы, а у некоторых - даже разные виды боеприпасов) не превращается в кучу-малу, в нагромождение забавных, но нефункционирующих фишек - при грамотном подходе и при выставлении серьезного уровня сложности все здесь работает. Уровни и противники таковы, что нахрап не проходит - нужна именно тактическая мысль. В каких-то местах бойцы, грамотно заняв укрытия сделают все сами - благо что ИИ в Jericho на высоте. Но, как правило, чтобы выжить, вы должны сами использовать таланты разных бойцов, перелетая из тела в тело. И в данном случае это не утомляет, а наоборот, чертовски увлекает: способности сами по себе неординарны и позволяют испытывать редкие игровые ощущения, а кроме того дизайнеры грамотно построили уровни. Карты они не страдают излишней протяженностью, линейны, но при этом насыщены деталями и событиями: в итоге все сосредоточено на ярком, наполненном адреналином и тактикой действе, которое, благодаря лаконичности уровней, не успевает надоесть.
Именно ради этого авторы убрали из игры аптечки и боеприпасы. Нам не нужно отвлекаться на них от основных занятий: патроны восполняются сами собой, на «чекпойнтах», равно как и здоровье. Если вы получили критическое ранение, то нужно лишь отползти подальше от места драки и подождать пока экран не перестанет мигать красными разводами. А если вы все же поймали пулю, то вас тут же принудительно переносит в тело напарника, который может воскресить вас нажатием одной кнопки. Смерть наступает лишь тогда, когда все бойцы выйдут из строя. Здесь опять же нужно действовать тактически грамотно: вместо того, чтобы носиться между напарниками и ставить на ноги раненых, куда эффективнее будет следить за целостью упоминавшегося товарища в кожаном пальто - если он жив, то будут жить и другие: как уже говорилось, Rowling может самостоятельно, на расстоянии воскрешать коллег.
Впрочем, Jericho не претендует на лавры Bioshock : здесь нет дурманящей свободы, а многие способности применяются только в специально предусмотренным скриптами случаях. Но авторы сознательно не берут на себя лишнее: они просто хотят развлекать игрока, одаряя его разнообразием и динамикой. Пусть и в рамках коридорного, зато яркого и неординарного шутера. Ведь каждая сцена, связанная с применением какого-то специального навыка - это мини-спектакль, продукт ручной выделки. То же самое можно сказать и сценки, когда нам нужно (как в Fahrenheit ), вовремя нажимать на указанные клавиши, чтобы избежать падения в пропасть, вырваться из рук очередного чудища или уберечь пальцы от субъекта, над которым уважаемый Rowling проводит сеанс экзорцизма.

***
Такое сочетание несочетаемых, казалось бы, вещей и определяет лицо Clive Barker"s Jericho : «коридорность» здесь соседствует с тактикой, дикая динамичность с тщательно выстроенной атмосферой и пугающей интригой, а скриптовые сценки и диалоги - с активной долбежкой по клавишам в тот момент, когда на экране с нами творится черт знает что. Все это вместе рождает уникальную, яркую и запоминающуюся игру, многие идеи, которой, уверен, будут быстро взяты на вооружение ушлыми коллегами.

Жанр: First-person shooter
Издатель: Codemasters
Разработчик: MercurySteam Entertainment
Похожесть: Painkiller, Doom 3
Системные требования: Процессор 1.8 Ghz, 1GBRam, 3D-ускоритель(256 mb)


Вокруг CliveBarker’sJericho всегда было много шумихи. Имя знаменитого писателя в названии игры, красивые скриншоты, на которых изображены жуткие монстры, интересные пресс-релизы - все это готовило геймеров к тому, что в их руки попадет как минимум будущий герой всех игровых сайтов и журналов. Да и Клайв Баркер - не новичок в игровой индустрии. CliveBarker’sUndying была откровением для своего времени, и внесла в жанр Horror немало интересных находок. Но как вышло с Jericho? В этом, дорогие читатели, нам и предстоит разобраться.

Иерихон.

Jericho - специальное подразделение доблестных войск США, владеющее как обычными методами ведения боя, так и применением сверхъестественных способностей. С момента своего основания отряд сражался там, где другие войска бессильны. К примеру, во время Второй Мировой войны отряду было поручено ликвидировать фашистских экстрасенсов. Но и в наши дни для отряда всегда найдется работа. Разведка обнаружила сильную активность зла в городе Аль-Хали, который находится в аравийской пустыне.

Создав наш мир, господь наделил его лишь одним существом - перворожденным, и одарил его невиданной силой. Вскоре, поняв, что в случае неповиновения не сможет подчинить его себе, Бог замуровал перворожденного в городе Аль-Хали, который находился в затерянной пустыне. Вскоре, позабыв о столь неудачном опыте, Всевышний начал создавать обычных людей, не наделяя их столь великой силой. Шло время, перворожденный находился в заточении, копил злость и силу. Но на протяжении всей истории человечества хватало людей, желающих освободить его для осуществления своих целей. К примеру, во времена крестовых походов, неизлечимо больной епископ Мальтеус решил, что если он освободит перворожденного, получит от него вечную жизнь, как вознаграждение. Но все попытки оказывались неудачными, и вместе с жизнями «освободителей» перворожденный забирал и частицу их мира. В наши же дни таким смельчаком выступил Арнольд Лич, которых жаждал одного - власти. И заполучить ее он мог только с помощью силы перворожденного. Нам, управляя отрядом Jericho, предстоит остановить злодея, и навсегда закрыть путь к перворожденному.



Леди и джентльмены.

Геймплей игры простой до неприличия. Все, что Вам предстоит делать - это убивать. А делать это придется, играя за бойцов из отряда Jericho, состоящего из семи человек, причем каждый из них наделен персональными сверхспособностями. Например, пулеметчик Френк Дельгадо держит на привязи огненного духа, и если он его выпустит во время сражения – демоны загорятся, как спички. Девушка – снайпер, Эбби Блэк, обладает телекинезом, и может управлять пулями силой мысли. К слову, для прохождения игры понадобятся только эти двое. Если же вы хотите встретить трудные моменты в прохождении и испытать свое мастерство – поиграйте за экзорциста Роулингса, или же за его боевую подругу Билли Черч. Тогда отстрел монстров приобретет хоть какую-то сложность. Такие же персонажи, как атеистка Коул, умеющая замедлять время, или же чернокожий экстрасенс Джонс, не харизматичны, и ничем не выделяются среди своих собратьев по оружию. Но, как ни крути, опытный игрок заскучает, так как даже смерть персонажа в игре не опасна. Да и умереть можно лишь потому, что не заметил очередного взрывающегося монстра. В случае гибели, управление перейдет к другому персонажу, и можно спокойно продолжать отстрел монстров, или же воскресить павшего соратника. Также у Вас будет стандартный набор для командования отрядом (атаковать/ждать, занять позицию 1 или 2). Небольшое разнообразие в сражения с демонами внесут action-моменты (подобие тех, что были в Farenheit). Вовремя нажимайте на кнопки, которые будут изображены на экране - и путь к победе вам обеспечен. Это решение новым не назовешь, но иногда, в особо скучные моменты, долю разнообразия оно вносит. На этом, дорогие друзья, интересности заканчиваются. Остается лишь банальная стрельба, которая недалеко ушла от стиля прохождения SeriousSam. После окончания очередного уровня Вам придется сразиться с «боссом». Схватки с главарями мало отличаются от обычных перестрелок, надо лишь найти уязвимое место мерзавца. В меню «Экстра» разработчики приготовили для нас досье, в котором можно открывать информацию о персонажах игры. Но не каждый захочет убить 100 противников в рукопашную, чтобы открыть очередную биографию или концепт-арт.



Красиво, аж жуть.

Играть в CliveBarker’sJericho было бы не так приятно, если бы не графика и оформление уровней. Места, где проходят сражения с монстрами, отображают само творчество писателя, который известен, как большой любитель гротеска. Повсюду лежат тела мертвых, стены залиты кровью, несчастные бьются в страшных мучениях, вися на распятьях… Особенно хорошо удалась эпоха римской империи. Мраморные полы и статуи, фонтаны, и апогей величия – Колизей. В такой обстановке сражаться с мертвыми легионерами очень даже интересно. Мир игры интерактивным не назовешь, но CliveBarker’sJericho это не страшно. Возможность разрушить колонну пулеметной очередью геймплей не спасет. Графический движок игры, которым является столь популярный ныне UnrealEngine 3, выдает сочную и красивую картинку, детально прорисовывает каждый шрам на теле монстра. Игра поддерживает DirectX 10, при котором тени и освещение становятся еще мягче и динамичнее. Музыка и звук гармонично вписываются в эпоху, в которой находится Иерихон. К примеру, оказавшись во временах Второй Мировой, вы услышите маршевые композиции. Стоны жертв и рыки монстров подливают масла в огонь, заставляя игрока с осторожностью выглядывать из-за угла.

Для начала необходимо расставить самые главные точки над i. Clive Barker"s Jericho , по большому счету, не имеет практически никакого отношения к первой игре под брендом Clive Barker"s - Clive Barker"s Undying , вышедшей в 2001 году. Абсолютно другой стиль, другой сюжет и другой геймплей. Это больше не сочетание Indiana Jones и Tomb Raider с видом от первого лица, а тошнотворная слизь, мерзкие монстры и пронзающий кожу вой... Над играми работали разные студии, их выпускали разные издательства; в конце концов, в Jericho преследуются совершенно другие цели - напугать игрока так, чтобы задрожали даже пятки.

Несмотря на то что обе игры Клайва Баркера официально относятся к жанру action, Undying несет в себе элементы адвенчуры, а Jericho - хоррора. Так что фанатам первой далеко не обязательно понравится вторая. Отчасти такая резкая смена формата связана с тем, что в случае Undying от Баркера практически ничего не зависело. Имя в названии проекта и некоторые рекомендации на заключительной стадии разработки - вот и все его участие. Но Jericho совсем другой случай... Клайв изначально уделял игре много времени и внимания, постоянно следил за выполнением его предписаний - в общем, держал руку на пульсе. И в итоге игра появилась на свет такой, какой ее хотел видеть автор. Ведь достаточно посмотреть послужной список британского писателя, чтобы понять - именно классические ужасы были его настоящей страстью.

Сказка на ночь

Создание людей - дело нелегкое, и с наскоку тут ничего не получится, нужна тренировка. Господь Всевышний тоже не был застрахован от ошибок. До появления Адама и Евы на Земле жило другое разумное существо под кодовым именем «Первенец». Но потом Создателя что-то не устроило и бедолагу списали в утиль. Однако сам «Первенец» с таким ходом событий не согласен и всячески пытается вернуться туда, где первоначально должна была властвовать его раса, - то есть на Землю. Непонятно, правда, по каким причинам бракованный материал не был уничтожен полностью, да не суть. Факт в том, что теперь группе «Иерихон», в состав которой и входит наш герой, выпадает прямо-таки эпическая миссия - спасти человечество. Их задача - определить местонахождение очередной межпространственной дыры в космосе, которую неспокойное чадо открыло для своего прибытия, и захлопнуть портал. Если это не сделать, то настанет конец света, всеобщая агония и вечные мучения. Как? Вы не знаете? Вторая мировая, Наполеон, Крестовые походы и прочие «темные пятна» истории нашей планеты - за всех них ответ несет именно «Первенец», который уже несколько раз пытался выбраться из заточения.

Уровни выглядят вполне предсказуемо для хоррора - стекающий откуда-то и куда-то мерзкий гной, запекшаяся кровь, темные углы и вездесущая ржавчина, образовавшаяся везде где только можно... Ни дать ни взять Silent Hill. Картину дополняют враги, наскоро слепленные из каких-то ошметков плоти, пронизанные гвоздями и другими сельхозпредметами. А это уже верная отсылка к The Suffering ...

Львиную долю игры вам предстоит провести со своими верными напарниками-спецназовцами, постоянно куда-то бежать и слышать классические возгласы вроде «Чисто!» или «Прикрой меня!». Тактически хоррор-экшен - это что-то новенькое. Хотя, если честно, напугать толком у Jericho не получается - да и командной игры как таковой нет... Каждый из семи бойцов обладает своими собственными умениями, но по-настоящему они необходимы только тогда, когда этого требует сценарий - в остальных же случаях коллег из игры просто можно убрать. А сами ситуации, при которых возникает данная потребность, - довольно надуманны и явно созданы для нарочитой демонстрации того, что «эти парни пошли с нами не просто так». «Раскалывание» команды на две группы с последующим поиском «потерявшихся», например. А уж когда главный герой получает способность вселяться в спецназовцев и использовать их умения - игра полностью превращается в театр одного актера.

Другая проблема Jericho состоит в том, что геймплей здесь прямой, как стрела. Уровни хоть и большие, но свободы действий - никакой. Радует только, что сама кампания сравнительно коротка - и смертельно надоесть игра не успевает.

Саундтрек в готическом стиле в Jericho оказался как нельзя к месту и, что бывает довольно редко, действительно радует слух. Визуально игра выглядит приятно - не сногсшибательно, но вполне качественно. Кстати, уровень графики в версиях для PC и Xbox 360 - идентичен, а вот PS3-версия лишилась некоторых эффектов и получила некорректную цветопередачу (кроме того, количество кадров в секунду на приставке от Sony редко превышает 40). Почему так вышло? Вопрос без ответа. А что помешало включить режим кооператива, когда игровая механика Jericho просто создана для этого? Вопрос без ответа номер два...

***

Clive Barker’s Jericho - пример игры от не очень опытных разработчиков, которые, увы, не определились, чего же они хотят. Здесь встречаются потуги на хоррор, эпический сюжет, хитрую боевую систему с тактическими элементами - но ничто из этого толком не реализовано. Играть если и стоит - то только из-за оригинальной истории, которая не омрачается затянутостью прохождения.

P.S. Кстати, сам Клайв Баркер не отрицает, что в случае успешности Jericho сюжет игры может быть положен в основу полнометражной кинокартины. Тем более Баркер уже имеет опыт работы на «фабрике грез» - и в качестве сценариста, и в качестве продюсера, и в качестве режиссера (один «Восставший из Ада» 1987 года чего стоит).

Некоторым играм не везет. Вроде бы, все у них есть, все сделано правильно, по надежным формулам и согласно маркетинговым исследованиям. На этом прочном фундаменте появляются свежие уникальные особенности, призванные придать детищу статус Нового-Слова-в-Жанре. И даже стиль и атмосфера есть. Своеобразные, но есть. И приглашенная звезда в наличии имеется, и на хороший графический движок не поскупились, и выходит на всех платформах одновременно. Формула прямо из учебника «Самые успешные компьютерные игры в истории», но в случае с Clive Barker’s Jericho она не сработала. Что же пошло не так?

Чертик из коробочки

Клайв Баркер, чье имя гордо красуется в названии проекта, занимался не только пиаром и привлечением дополнительной аудитории, придумыванием сюжета, но также созданием самой сильной части в игре – атмосферности, стиля и персонажей. Если вам приходилось до этого сталкиваться с творчеством Баркера, то вы представляете, чего ожидать. В умении нагнетать определенную атмосферу ему не откажешь – вопрос только в том, по душе ли вам все это. Какие-нибудь «Восставшие из ада» продолжаются полтора часа, а вот когда на протяжении 10-12 часов в ваше первое лицо тычут вывернутыми кишками, килограммами разложившейся плоти и кучами выделений человеческого организма, начинает казаться, что это перебор. Дизайн монстров, конечно, удался на славу, жаль только, что разглядеть их особо не дают: после смерти враги превращаются в рой мух. Особенно запоминающимися вышли боссы, созданные в любимой Баркером стилистике гиперсадомазохизма: женщина с вывернутым ртом и кожей, натянутой на какие-то безумные колеса, толстяк, подвешенный на крюках...

Благодаря технологическому прогрессу объятия этого монстра выглядят особенно заманчивыми.Главная начальница фашистских сволочей, оккупировавших первый уровень игры. А говорят, была красотка.
Игровой зачин выполнен в традиционном апокалипсическом русле: уже в который раз миру грозит бесславный конец из-за того, что пробудилось очередное Древнее Зло. Еще на заре мироздания Бог по ошибке сотворил некое существо, Перворожденного, которое оказалось не совсем таким, как бы ему хотелось. Однако сил уничтожить собственное детище не хватило, поэтому он и запер его в другом измерении, которое в игре называют The Box (Коробка) или, на латыни, Pixis. Перворожденный оказался типом весьма изобретательным. Он изыскал способ связаться со своими братьями меньшими – людьми, и среди них нашлись те, кто по какой-то причине согласились помочь ему выбраться из заточения. Видимо, Бог проглядел, что ларчик с Перворожденным открывается просто – достаточно принести в жертву несколько тысяч человек.

Но на любое действие всегда находится противодействие. Так и появились те, чья задача: не дать этому чертику из коробочки выбраться, – отряд Jericho. Первыми были семеро шумерских жрецов, которым удалось загнать Древнее Зло обратно. Их дело продолжили верные последователи, эпоху за эпохой сражавшиеся за спасение мира. Но Перворожденный, как в старом анекдоте «сам, не съем, так хоть поднадкусываю», каждый раз забирал с собой кусочек нашего мира, переделывая его по своему вкусу, а герои оказывались на вечные веки заперты в Коробке. Любое добро, как известно, наказуемо.


Кажется, кто-то слишком много ест. Вся команда в сборе, и командир еще жив. Правда, это ненадолго.
Страх и отвращение в «Иерихоне»

Четырежды находились смельчаки, которые вольно или невольно открывали портал в мир Перворожденного. Четырежды команда Jericho этот портал закрывала. Так и появились четыре основных уровня игры Clive Barker’s Jericho : годы Второй мировой, Средневековье, Римская империя и отдаленные времена шумеров. Нашим героям, чтобы остановить конец света, предстоит пройти через эти эпохи, убить четверых боссов и повстречаться со своими предшественниками.

Команда Jericho в нашем веке – это секретный дивизион магической безопасности армии США. Что-то вроде Ночного дозора или людей Икс. В любой момент мы вправе сменить игрового персонажа и взять одного из шестерых. Так можно почувствовать себя в шкуре любого члена команды, испытать его спецспособности и попробовать на вкус шесть вариантов прохождения. В конечном счете, все равно придется выбрать одного или двух любимчиков, так как возможности некоторых совершенно бесполезны или ограниченно полезны. Личный выбор автора – Дельгадо с его пулеметом, не требующим перезарядки, и огненным демоном, которым не надо целиться, а также Коул с ее невероятно эффективными гранатами и замедлением времени. Иногда игра насильно ограничивает наш выбор, заставляя осваивать новую тактику боя другими, нелюбимыми, членами группы.


После третьей попытки мини-игры с участием таких вот персонажей начинают раздражать.Большая часть игры будет происходить вот в таких закрытых коридорах.
Тактическая часть Jericho примитивна. Всем рядовым членам отряда мы можем отдавать только две команды: стоять и вперед. Ни о каких сложных схемах ведения боя не стоит даже мечтать. Напарники движутся по четко проложенным маршрутам: от скрипта до скрипта. Отряд «Иерихон» разбит на две группы – альфа и омега, но тактического простора это не добавляет, так как разделение на группы происходит строго по сюжету, и никак иначе. Искусственным интеллектом напарники, к сожалению, очень обижены. Без нас они постоянно забывают о спецспособностях, упрямо лезут на врага, пренебрегая укрытиями, а в итоге мрут как мухи. Часто в пылу боя, вне зависимости от выбранного персонажа, приходится, бросив все, оживлять бестолковых подчиненных, которые умудряются тут же умереть снова. К тому же вне нашего контроля эффективность у напарников резко падает: они все вместе не справляются с монстром, которого игрок может убить одной очередью. В общем, пользы никакой – одна суета, хлопоты и повторяющиеся отбойники.
Великолепная шестерка и вратарь
Каждый боец отряда Jericho обладает двумя спецспособностями, которые открываются по ходу игры. Священник Роулингз в силах воскрешать мертвых и высасывать жизненные силы из врагов. Быкоподобный Дельгадо вооружен пулеметом и с помощью карманного демона ловко поджигает врагов. Снайпер Блэк не только метко стреляет, силой мысли он способен направлять пули, а также поражать три цели одновременно. Девушка по имени Черч освоила магию крови и, распоров себе руку, может парализовать всех врагов в округе. Хакерша Коул умеет взламывать реальность и замедлять время, а ясновидящий Джонс, надо сказать, самый бесполезный член команды, предсказывает будущее и вселяется во врагов. Еще в наличии имеется командир – Росс, роль которого мы формально исполняем, но он умирает на десятой минуте, чем удобно оправдывает одну из главных особенностей этого полукомандного шутера – возможность напрямую контролировать одного из подчиненных.


Бывают, правда, и открытые пространства, но свободы передвижения там не больше.Многие из врагов в Jericho очень любят злоупотреблять пирсингом.
Ни шагу вперед!

Но не в этом главная беда Jericho . Игра получилась невероятно однообразной и, что называется, монорельсовой. Существует единственный фарватер, по которому мы движемся вперед. После свободы и вседозволенности Bioshock, так и до клаустрофобии недалеко. Свернул за угол, набил пачку монстров, дошел до чекпойнта и так далее, пока не доберешься до босса. Враги появляются по скрипту, который срабатывает в строго установленном месте, и показывают полное отсутствие интеллекта – просто идут вперед, пока их не убьют.

Многие способности наших подчиненных доступны и полезны лишь в специально отведенных местах. Так, например, телепат Джонс может вселяться во врагов и использовать телекинез с пирокинезом только там, где скажут. Умение Блэк разрушать препятствия срабатывает в местах, указанных геймдизайнером. Наша доб-лестная леди не в силах проломить даже заграждения из колючей сетки, которые стоят накрепко, как будто сделаны из камня. Из декораций сломать можно только бочки и ящики, хотя непонятно, зачем их вообще разложили на уровнях, если в них нет полезных предметов. Прибавим к этому, что прыгать наши герои категорически отказываются, и получим чистой воды коридорный шутер безо всяких гвоздей и развилок.

Дизайн уровней – одно из самых слабых мест игры. При том тщании, с которым выполнены монстры, удивительно видеть столь однообразные и бледные уровни, к тому же утопающие во мраке. Действие игры разворачивается в одних и тех же руинах города Аль-Хали, но от эпохи к эпохе антураж почти не меняется.

Некоторое разнообразие вносят мини-игры, в которых нужно быстро нажимать соответствующую кнопку. В случае провала нам дают новую попытку и потчуют предыдущим роликом. Скажем, вашему покорному слуге пришлось раз шесть прослушать обещания полуразложившейся старой эсэсовки сделать с ним кое-что противоестественное.



Незлым тихим словом

Clive Barker’s Jericho очень не повезло. Выйти в тени Bioshock , Crysis, Quake Wars, Call of Duty 4, Unreal Tournament 3 и прочих именитых собратьев по жанру не пожелаешь и врагу. Тем не менее в смелости игре не откажешь – попытка сказать свое негромкое, но веское слово была, хотя и потонула в унылом дизайне уровней и неубедительном AI. Играть просто скучно, несмотря на разнообразие боевых техник и отличный движок. Возможно, единственным стимулом пройти игру станет желание дослушать жутковатую историю Клайва Баркера до конца и полюбоваться плодами его мрачной фантазии.


Клайв Баркер один из самых известных писателей ужасов. Книги автора имеют бешеную популярность в Европе и Америке. Даже Стивен Кинг однажды назвал его своим приемником. Личность, без сомнения, незаурядная, ведь кроме писательской деятельности он занимается еще скульптурой, живописью и кинематографом. Но вероятно, большинству данный человек более известен как режиссер фильма «Восставший из ада». В качестве режиссера и продюсера Баркер приложил руку еще и ко многим другим фильмам. Добрался он и до индустрии компьютерных игр. Первый опыт сотрудничества с разработчиками компьютерных игр был очень успешным. Экшн Clive Barker’s Undying завоевал множество положительных отзывов критиков и признание игроков. Новый игровой проект Clive Barker"s Jericho создавался практически под полным контролем автора. Он писал сюжет для игры и лично разрабатывал дизайн монстров. Такая кропотливая работа над проектом со стороны мастера ужасов вселяла надежду на новый хит, и ценители жанра в нетерпении ожидали выхода игры, желая пощекотать свои нервы. Еще до выхода у игры возникли проблемы с присвоением возрастного рейтинга в европейских странах, где игра почти везде получила высокое возрастное ограничение от 17 лет. В Германии игру вообще запретили выпускать в версии для консолей, только для персональных компьютеров, при этом была даже запрещена реклама и размещение коробок с ней на полках. Мы же без проблем можем насладиться в полной мере творением студии MercurySteam и оценить, что же у них с Клайвом Баркером вышло.

Вначале Бог создал универсальное существо. Это был не мужчина и не женщина, оно не было ни злым, ни добрым, оно было всем и ничем, обладая могущественными способностями. Увидев возможности и силу данного существа, создатель заточил его в вечную темницу, после чего создал человечество и стал покровительствовать этой расе. Но Перворожденный не мог смириться со своей участью, чувство мести и зависти одолевали его, пока Бог игрался со своими любимыми созданиями - людьми. Он хотел вернуться в наш мир, нашу реальность, и уничтожить человеческую расу. Однажды он сумел подчинить волю шумерской царицы, заставив ее уверовать в то, что дарует ей бессмертие. Она согнала тысячи рабочих в пустыню, которые построили для нее огромный храм, после чего все они были убиты. Кровь невинных открыла портал, через который Перворожденный собирался проникнуть в наш мир. И лишь семеро человек смогли противостоять этому безумию. Семь жрецов, объединившись, закрыли портал. Они создали тайный орден, который должен был пресекать подобные попытки в будущем. Шло время, из поколения в поколение передавались тайные знания и семь избранных ждали своего часа, чтобы противостоять мощи древнего зла. Но зло всегда имело своих сторонников, и даже спустя тысячи лет находились те, кто хотел вернуть Перворожденного. Эта битва вечна и теперь она продолжается в наше время.

Современный мир погряз в войнах. Насилие и жестокость стали повседневностью. Тень грядущего апокалипсиса нависла над человечеством. Время Перворожденного близится. И только отряд «Иерихон» сможет ему противостоять.

Семеро разных людей, обладающих паранормальными способностями, которых судьба свела вместе. Они члены специального отряда при Департаменте военного оккультизма. Семь персонажей - семь абсолютно разных характеров. И каждый имеет свою специализацию в отряде.

Капитан Девин Росс - командир отряда, ветеран иракской войны и афганской кампании. Долгое время скептически относился ко всем паранормальным явлениям, пока однажды у него самого не проснулся такой талант во время одного из рейдов на базу талибанов, когда его подразделение попало в окружение. Вооружен штурмовой винтовкой с подствольным дробовиком. Обладает способностью лечить напарников.

Капитан Ксавьер Джонс - телепат. Как и командир, вооружен винтовкой спаренной с дробовиком. Через него часто говорят различные персонажи, вселяясь в его тело. Может создавать свою астральную проекцию и проецировать ее на другие существа, что позволяет ему видеть недоступные предметы и обстановку. В бою эти способности часто бесполезны и в основном помогают лишь найти скрытый рычаг или открыть дверь.


Лейтенант Эбигейл Блэк - снайпер. Пришла в отряд из армии, на нее обратили внимание благодаря невероятной точности. Владеет телекинезом, что позволяет ей освобождать от преград и завалов путь для всей команды. Вооружена специальной модифицированной снайперской винтовкой. Обладает возможностью управлять полетом пули, что позволяет ей одной пулей наносить урон нескольким противникам.



Сержант Фрэнк Дельгадо - высокий здоровяк с огромным пулеметом. Самый сильный и выносливый персонаж, но при этом и медлительный. Его вспыльчивый характер иногда становится причиной конфликтов внутри отряда. Дельгадо любитель пошутить, особенно любит он отпускать колкости в сторону Блэк. Вооружен мощным пистолетом и пулеметом, который крепится на странной массивной конструкции, закрывающей правое предплечье. Это устройство скрывает его руку, которую он пожертвовал огненному духу-дракону. Взамен он может использовать силу этого духа, выпуская его, чтобы тот сжег врагов. Фрэнк так же может использовать огненный щит, который предохраняет его от огня и воспламеняет ближних противников.




Пол Роулингс - священник. Бурное прошлое, успел побывать во многих горячих точках. Самый осведомленный участник отряда и в курсе многих событий прошлого, единственный знает о реальном предназначении отряда, и обладает явно большей информацией чем показывает. Способен излечивать союзников, а так же высасывать жизненную силу из врагов, распределяя ее между своим отрядом. Вооружен двумя пистолетами (которых он называет «Вера» и «Судьба»). Внешне напоминает скорее ковбоя, чем святого отца. То же довольно харизматичный персонаж, часто его точка зрения не нравится Дельгадо, из-за чего возникают конфликты.


Сержант Вильгемина Черч, по кличке Билли, играет роль самурая. Ее основное оружие автоматический пистолет и японский меч. Благодаря своей скрытности и ловкости она является разведчиком. Использует магию крови, способна временно останавливать противников или поджигать их, что дает возможность добить их в ближнем бою. Хрупкая на первый взгляд, на самом деле она является одним из сильнейших персонажей благодаря своей магии. Вызвав кровавый шар, останавливающий врагов, иногда можно спасти даже самую безнадежную ситуацию.


Капрал Симон Коул - технический специалист. Обладает замкнутым характером, но приказы исполняет беспрекословно. Способна замедлять время, что дает ей преимущество в бою с некоторыми большими монстрами. В арсенале у нее автомат и гранаты. Сильно поддерживает всю группу в бою, восполняя боеприпасы, когда их запас подходит к концу. Точный механизм этого процесса не ясен, но объясняется это ее манипуляциями со временем.


Отряд «Иерихон» направляют на развалины древнего города Эль-Хали. Именно здесь находится место, где служители зла вершили свои кровавые обряды в надежде вызвать Перворожденного. Город встречает наших героев песчаной бурей и непонятной электромагнитной аномалией. Высадившись в этом месте, отряд лишается связи с внешним миром. А разрушенные улицы древнего города встречают нас толпами монстров.


У дремлющего зла появился новый служитель - Арнольд Лич, бывший сотрудник Департамента, позднее создатель своей секты. Он нашел способ открыть заветный портал. Превратившись в ужасное демоническое создание, он следует в прошлое, чтобы высвободить своего повелителя.


На территории города не действуют обычные законы нашей реальности. Это место называется оболочкой. Время здесь идет по-другому, и даже смерть тут не является концом. Чем дальше мы углубляемся в руины, тем глубже в прошлое уходим. Город разбит на разные временные слои, которые существуют внутри друг друга по принципу матрешки. И нам предстоит путешествовать из одного временного периода в другой, все глубже уходя в прошлое, чтобы опередить Лича и запечатать портал.

Но поскольку и до Лича были попытки открытия портала, мы будем встречать своих предшественников, бывших членов «Иерихона». После первого скачка в прошлое мы встретимся с английскими солдатами, которые когда-то сумели остановить нацистского ученого Ханну Лихтхаммер. Теперь же они оказались заперты в своем «слое» и ведут вечную борьбу с монстрами.


На следующем этапе мы попадаем в 13 век. Время кровавых крестовых походов. Тамплиеры, когда-то пришедшие в эти земли, сошли с ума и сами превратились в монстров. Они не могут умереть в этом месте. Получая садистское удовлетворение от разрезания своей плоти и вживления ножей под кожу, они превратили себя в боевые машины с разлагающейся кровоточащей плотью.


Епископ Мальтеус Сент-Клерский когда-то привел сюда армию детей. Он убедил Папу Римского, что Бог не позволит умереть невинным, и собрал под знаменами тысячи детей-смертников. Но враги не придерживались его точки зрения. Бой походил на бойню, все были убиты. От пролившейся крови открылся портал, души умерших оказались заперты в этом проклятом месте. И теперь призраки детей хотят только одного - причинить всему живому те же муки, что они испытали сами, и с веками злость их только растет.


Следующий временной период приходится на начало нашей эры - время правления Римской империи. Одурманенный развратный наместник Кассус Викус творит ужасные вещи. Кровавые фонтаны и купальни, человеческие останки - это последствия эго кровавых оргий и страсти к человеческой плоти.





Боевая система в игре очень разнообразна. Динамичный шутер сочетается с элементами тактики и приемами ближним боем. Работа к команде - это то, что отличает Clive Barker"s Jericho от всех других игр жанра horror. Мы можем играть за каждого из персонажей, используя его индивидуальные способности. Даже игровые уровни построены так, что вынуждают нас использовать разных героев. Иногда нас даже принудительно ограничивают в выборе, или по сюжету приходится играть лишь одним персонажем. Дельгадо эффективен против больших скоплений монстров. Летающих созданий проще одолеть играя за Блэк, используя способность управлять пулей. Этим же персонажем приходится снимать тамплиеров-арбалетчиков. В критической ситуации пригодится священник, поскольку он может лечить товарищей на расстоянии. А вовремя переключившись на Черч, можно остановить врагов, используя заклинание магии крови, что даст возможность отбиться нашим товарищам. Коул пригодится при штурме немецких автоматических турелей. Так же ей проще всего убивать огромных созданий, закованных в броню и небольшой уязвимой точкой. В режиме замедления времени можно успеть выпустить две обоймы прямо в крошечную цель. Наш отряд разбит на два подразделения - «Альфа»и «Омега». Управлять ими можно, отдавая приказ, какие позиции занять, или просто используя две простейшие команды - следовать и стоять.




В некоторых ситуациях мы абсолютно не будем использовать команды управления, поскольку наши бойцы и без нашего участия правильно организуются и слажено действуют. Сильные в ближнем бою идут первыми, снайпер прикрывает сзади, а Роулинг лечит раненых. Но в самые жаркие моменты выбор правильной позиции иногда сильно помогает. В основном, все же удачный исход боя зависит от быстрого выбора правильного персонажа.

Если во время боя мы замешкаемся, то подбежавший монстр может схватить нас и нам придется отбиваться в рукопашную. Сделано это в виде небольшого интерактивного ролика, когда нам необходимо вовремя нажимать правильные клавиши. Если успели выполнить необходимую комбинацию, увидим, как наш герой делает пару блоков и отталкивает противника. После этого быстро добиваем его метким выстрелом или парочкой ударов прикладом.



Игра так же будет щедро наполнена такими интерактивными вставками и в другие игровые моменты - например, когда надо преодолеть обрыв или залезть на стену.
Игровой процесс в игре невероятно динамичен. С каждым новым уровнем монстров становится все больше, а боссы все сложнее. По динамике и масштабности игра напоминает Call of Duty. Выстрелы, взрывы, разлетающиеся куски плоти и кровь.




Монстры, конечно, не обладают высоким интеллектом, но при этом и убить их непросто. Об уровне Condemned (одна пуля - один труп) здесь не может и идти речи. Патронов много, но и расходуются они быстро, поэтому приходится целиться в голову или уязвимые места. Простого монстра можно легко убить выстрелом в голову из дробовика. При этом останки его головы разлетаются на весь экран, а кровь забрызгивает нам лицо и стекает полупрозрачными каплями. Расчлененка в игре явление обычное. Отлетающие руки и ноги - не самое жуткое, что можно увидеть во время боя.


Римские центурионы укрываются за высоким щитом, и приходится находить способ обойти их сбоку. В условиях тесноватых уровней это сделать тяжело, но тут помогает разделение команды, тогда можно взять врага в кольцо.


Медленные крупные монстры довольно стойкие, но часто имеют одно или парочку слабых мест, попасть по которым тяжело. Каждый поединок с таким созданием или боссом уникален. Ведь они либо закованы в доспехи или имеют магическую защиту. И надо либо ловить момент временной уязвимости или искать ту самую «болевую» точку.







Качество проработки и детализации монстров на высшем уровне. Смотреть на порождения фантазии Клайва Баркера без содрогания нельзя.



Сильно проработанные персонажи еще один большой плюс. Каждый особенный, каждый с уникальным характером и манерой поведения. Диалоги, общение, конфликты - мы чувствуем себя частью команды, а не безликим бойцом из общей серой массы.


Общая гнетущая атмосфера происходящих событий подчеркивается серыми мрачными пейзажами и сценами человеческой безумной жестокости. Величественные архитектурные строения, стены в крови и непонятной слизи, темницы с останками, трупы с вывороченными кишками, распятые полуживые не то люди, не то очередные демонические создания - вокруг нас абсурдный гротескный мир, в котором материализовались самые ужасные фантазии человеческого разума. Мрачная сюрреалистичная атмосфера, в которую погружаешься с головой.





Саундтрек в игре отлично подчеркивает напряжение. Хотя частенько преобладают ритмичные мелодии, которые отлично подходят для динамичных боев, но немного не соответствуют атмосфере ужаса, который попытались реализовать разработчики. Звуки окружения тоже выполнены на должном уровне. Капли воды, скрежет стали, чьи-то стоны - все как полагается для данного жанра.

Единственным минусом игры является то, что она практически не страшная. Лицезреть кровавые побоища и монстров с исковерканными телами - занятие, конечно, не самое веселое, но максимум что это может вызвать - небольшое отвращение. Практически нет психологического давления, и никакого эффекта неожиданности. Вспомните, как происходит во всех дешевых фильмах ужасов, - внезапный резкий звук и внезапно выскакивает монстр, заставляя зал вздрагивать. В игре этого просто нет. От бешеного боевого темпа, приходится постоянно быть на чеку и эффект неожиданности проходит сам собой. Жутко - так можно было охарактеризовать ощущения от атмосферы игры, но, к сожалению, не страшно, хотя именно этого и ожидали от проекта. Даже F.E.A.R. и DOOM III были на порядок страшнее.

Некоторые игровые нюансы игрового процесса можно было реализовать немного лучше и удобнее. В частности выбор персонажей немного неудобен и долог, проще было бы каждого члена отряда назначить на горячую клавишу. Тактические элементы делают игру разнообразнее, но использовать эти возможности часто негде из-за небольших локаций.

Но, несмотря на мелкие недоработки, вышла отличная игра, сочетающая в себе разные жанры и в первую очередь - это качественный представитель жанра fps. Вместо хоррора получился отличный боевик в мрачном антураже. Динамичный геймплей, интересный сюжет, затягивающая гнетущая атмосфера игрового мира и великолепная графика - из этих ингредиентов и состоит Clive Barker"s Jericho.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook