Занятие по игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на воздушном шаре". Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе Конспект сюжетно ролевой игры в доу путешествие
Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно - ролевая игра
«Кругосветное путешествие »
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .
Задачи :
Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;
Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;
Развивать навыки социального партнерства;
Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;
- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
Создать у детей эмоционально положительное настроение.
Предварительная работа :
Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;
Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»
Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»
Рассматривание иллюстраций и картин по тематике
Обыгрывание отдельных сюжетов
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»
Изготовление коллажа по теме : Путешественники .
Работа с родителями :
Домашний просмотр фильмов морская тематика
Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .
Ход игры.
1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)
Да это детский сад
Группа «Жаворонки»
- «Путешествие » …
Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?
Сейчас посоветуюсь
Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?
Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге
(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)
На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя
(ответы детей, лучше остановиться на корабле)
А где же нам его взять?
(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)
Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.
Сможем сами справиться?
2 часть : (распределение ролей)
Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю
Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.
Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров
Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль
Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно
Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников
Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар
А еще, нам нужны пассажиры
Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!
3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )
Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути
Все готовы? идем покупать в кассу билеты
4 часть : (покупка билетов «кассир» )
При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)
Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе
Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.
5 часть : (проверка билетов «контролер» )
Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)
6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )
Капитан дает команду :
Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)
Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)
Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)
Поднять якоря
Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)
7 часть : (путешествие )
Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»
(внезапно в корабле появляется вода)
Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу
Вода заполняет наше судно, что делать?
Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)
Корабль тонет,
Смотрим налево, направо, ищем остров
- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда
- Капитан : всем покинуть корабль
- Матрос : всем за борт
Пассажиры покидают корабль, ныряют в море
Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул
Люди тонут, помогите им выплыть на берег
8 часть : (остров «больница» )
Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?
На них напала акула, они нуждаются в перевязке
Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)
Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)
Мы спасены, Ура!
Что-то я проголодался, вы хотите кушать?
Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)
Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )
Смотрите, уже темнеет, стало холодать
Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет
Пора строить шалаш, чтобы переночевать
9 часть : (постройка шалаша)
Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :
Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас
А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)
Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)
Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….
Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте.
Разработала воспитатель Слесарева Екатерина Михайловна.
Тема: "Путешествие."
Цель: 1. Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять игровую роль в ходе развёртывания сюжета. Активизировать речевое взаимодействие детей в игре; формировать умение совместно строить сюжет.
2. Продолжать формировать нормы и ценности, принятые в обществе. Продолжать развивать навыки общения и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
3. Расширять представление о труде машиниста пассажирского поезда, туроператора, экскурсовода и о работе туристического агентства. Закрепить и обобщить представления детей о труде взрослых. Воспитывать уважительное отношения к труду взрослых.
4. Вызвать у дошкольников интерес к познаниям по достопримечательностями города Санкт-Петербурга.
Игровой материал: вывеска "Туристическое агенство", компьютер, телефоны, автобус,карта, буклеты, билеты, мягкие модули, игрушки заместители, фрагменты костюмов машиниста, проводника, турагента (бейджик, косынка), туриста(рюкзак, фотоаппарат, телефон, видеокамера), сувениры(магнитики, открытку, статуэтки), деньги,кредитные карты, журналы.
Подготовка к игре: экскурсия в туристическое агентство; рассматривание иллюстраций с изображением пассажирского поезда, машиниста поезда, проводника; беседа о труде туроператора, экскурсовода, машиниста поезда, проводника; подвижная игра "Поезд", дидактические игры "Едем, плывём, летим", "Кому, что нужно", " Профессии"; рассматривание фотоиллюстраций о Санкт-Петербурге; беседа о Санкт-Петербурге -северной столице нашей Родины; ручной труд: изготовление паспортов, муляжей телефонов, денежные купюры, буклетов, вывески "Туристическое агентство" ; чтение художественной литературы " Пётр 1 Великий" Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова "Великие путешественники" М. Зощенко.
Игровые роли: туроператор (турагент) ,туристы, экскурсовод, машинист поезда, проводник, парикмахер, продавец, официант.
Руководство игрой:
1) Создание игровой ситуации-эпизод №1 (Туристическое агентство). Выношу цветные буклеты путешествий, беседую с детьми о их назначении: -Ребята, я вчера разбирала старые книги и нашла вот такие интересные книжки (показываю). Как вы думаете, для чего они нужны и где их можно взять?(ответы, рассуждения детей). Воспитатель мечтательно: " Да, как замечательно было бы съездить в какое-нибудь путешествие...жалко, что у нас нет такого замечательного туристического агенства.(Пауза. Возможно, что дети сами предложат создать такое туристическое агенство, если дети не сделают, то: -Ребята, а давайте-ка вместе с вами огранизуем такое туристическое агенство. Помните мы с вами ходили на экскурсию. Что нам для этого нужно? (дети перечисляют, что необходимо). Где нам можно разместить наше агенство?(Дети выбирают место и достают коробку путешественника). - Молодцы, я тоже думаю, что здесь будет очень удобно. Здесь есть стол, карта, кресло, диванчик, вывеску можно повесить вот здесь.
Я думаю, клиентам будет удобно комфортно. - Ребята, как вы думаете, а кто такие "клиенты"? (Ответы детей: Туристы-люди, которые собираются в путешествие). - Ребята, а кто работает в туристическом агенстве? (Ответы детей: туроператоры, турагенты, директор, менеджер по туризму...) - Чем занимаются турагенты? (Ответы детей: предлагают место путешествия: путёвки, показывают маршрут на карте, рекламируют выбранный маршрут, заказывают билеты, отели, организуют встречи, проводы туристов и экскурсии...) - Сегодня, туроператором буду я, а вы будете клиентами-туристами? (Одеваю бейджик, дети берут рюкзаки).
Здравствуйте, проходите пожалуйста. Устраивайтесь поудобнее.Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (ответы детей). - На сегодняшний день, я могу вам предложить горящие путёвки, на один день в Санкт-Петербург. Познакомьтесь. (Раздаю буклеты города Санкт-Петербурга). - Вы согласны посетить северную столицу России? (ответы детей). - А на каком транспорте вы бы хотели отправиться в путешествие?(ответы детей: на автобусе, поезде, самолёте...). - Хорошо! Сейчас мы посмотрим какие билеты есть в наличии. К сожелению на автобус и самолёт билетов нет. Есть только на поезд Троицк-Санк-Петербург, 8 марта в 15:00, стоимость билета... рублей. Вы согласны?
Общая стоимость путёвки... рублей, как вы будете оплачивать наличным расчётом или кредитной картой? Для оформления путёвки мне необходим ваш паспорт. - Вот, пожалуйста (раздаю буклеты и билеты).Напоминаю, что поезд отправляется 8 марта в 15:00, ваш вагон №1 места указаны в билете. Не забудьте собрать необходимые вещи и просьба не опаздывать. Приятного путешествия!
2) Создание игровой ситуации-эпизод №2 (Поезд). Вещи мы собрали, билеты на руках (воспитатель оглядывается вокруг). В Санкт-Петербург мы поедем на поезде, а поезда-то у нас нет... Интересно, где же нам взять поезд? (подвожу детей к решению построить поезд, определяем место поезда и начинаем строить). Молодцы! Поезда нас ждёт. А кто же будет машинистом поезда? (предложения детей). Да, согласна с вами. Саша, действительно очень ответственный и внимательный. А кто будет проводником?(предложения детей). Соглашусь с вами, Настя добрая и заботливая. А мы с вами будем пассажирами. - Наш поезд готовится в путь. Внимание, внимание начинается посадка на поезд Троицк - Санкт-Петербург. Уважаемые пассажиры! Не забывайте свои вещи на вокзале! (Ребёнок-проводник проверяет билеты; объявляет, когда отправляется поезд и названия станций.)
Воспитатель показывает образец общения:
Уважаемый проводник, вот мой паспорт и билет. (По ходу игры создать ситуацию обращения к проводнику: чай, журналы. Проводник объявляет конечную станцию: город Санкт-Петербург. Напоминает пассажирам о том, чтобы не забывали свои вещи и прощается).
3) Создание игровой ситуации-эпизод №3 (Экскурсия по городу Санкт-Петербург). Воспитатель-экскурсовод встречает гостей-туристов у поезда:
Здравствуйте, уважаемые туристы! Я ваш экскурсовод Екатерина Михайловна, рада вас приветствовать в нашем городе Санкт-Петербург. Я вас приглашаю совершить по нашему красивому городу прогулку. (просматриваем слайды города):
1 слайд. - Это памятник Петру 1. Он основался Санкт-Петербург. В прошлом году городу исполнилось 310 лет.
Пётр на вздыбленном коне,
На могучем скакуне.
Весь - движенье и полёт
За собою Русь ведёт.
Памятник имеет и другое название "Медный всадник".
2 слайд. -А теперь мы с вами пройдёмся по набережной реки Невы. Название реки произошло от финского слова и означает "болото". Река Нева протекает по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. По реке можно прокатиться на лодках, катерах, речных трамвайчиках. На реке Неве разбит порт для разных морских судов: грузовых, пассажирских. Посмотрите какой легендарный военный корабль пришвартован к берегу реки Нева. Он называется крейсер "Аврора".
3 слайд. -Наш город знаменит большим количеством мостов. Всего их 324.
Летом городу не спится:
Белой ночи сказка длится
И спешишь увидеть ты,
Как разводятся мосты.
Мосты не обычные, а разводные. Зимой, пока река Нева скована льдом, мосты неподвижны. Проводится ремонт, а в тёплое время корабли могут проходить по Неве, но только с 2 часов ночи и до 5 часов утра, в это время разводятся мосты.
4 слайд. - А теперь я вас приглашаю в наш летний сад. Я предлагаю вам присесть на скамеечки полюбоваться скульптурами, бедекой (Слайд парка).
5 слайд. - Это памятник Ивана Крылова.Вы знаете кем был Иван Крылов? (Ответы детей). Верно он писал басни, в руке у него перо и тетрадь. А вы знаете его басни? (Ответы детей). Посмотрите внимательно на пьедестале скульптуры изображены животные, о которых он писал. Есть тут и мартышка, и лев...
6 слайд. - А ещё Санкт-Петербург изветен своими фонтанами. Пётр 1 очень любил море и фонтаны, как символ победы над морской стихией. До Петра 1 люди не знали, что такое фонтаны. Пётр 1 назвал фонтаны "водяными игрищами". Сезон фонтанов открывается в апреле месяце. Полюбуйтесь красотой поющих, цветных фантанов.
7 слайд. - А теперь мы с вами погуляем по Невскому проспекту - это главная улица Санкт-Петербурга. На Невском проспекте находятся 240 зданий.
8 слайд. - Сейчас мы с вами подошли к монетному двору. Здесь чеканят монеты, медали. У нас в стране 2 монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский, чтобы узнать на каком дворе изготовили монету надо посмотреть на клеймо под правой лапой орла. Если первые буквы СП - эта монета изготовлена на Санкт-Петербургском монетном дворе, а если первая буква М - то Московский монетный двор.
9 слайд. - В Санкт-Петербурге-очень много львов. Они охраняют город - стоя, сидя, отдыхают. Скульптуры львов являются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье. Пётр 1, когда строил город очень хотел, чтобы Санкт-Петербург был сильным, славным городом, поэтому он указала, чтобы в городе установили как можно больше скульптур львов. Их делали из камня, меди, чугуна, бетона... Львов устанавливают до сих пор и никто не смог сосчитать их точно. Посмотрите, какая уникальная ограда, представляющая собой скульптуры 29-ти одинаковых львов, держащих в зубах тяжёлые чугунные цепи. Во дворе детской академии художеств находятся изумительные львы- пестры и весёлые! Их разукрашивали дети.
10 слайд. - Гуляя по Невскому проспекту, мы увидели много удивительных мест. Среди вас есть сладкоежки? Сейчас мы с вами зайдём в музей-шоколада. Вот, где действительно раздолье сладкоежкам! Ведь это не только музей, где можно любоваться экспонатами, но и магазин, понравившийся экспонат можно купить и даже попробовать. Посмотрите на полках разместились раскошные сладости в образе зверюшек, игрушек, шахматных фигурок, кукол. Здесь можно выбрать подарок и взрослому, и ребёнку. Я предлагаю вам выбрать и купить себе сувенир на память. (Дети покупают сувенир-шоколад).
Уважаемые туристы, прогулка наша подошла к концу. Но у вас ещё осталось свободное время до поезда, можете прогуляться по магазинам и приобрести сувениры на память или посетить "Салон Красоты" и сделать причёску у столичных стилистов, или перекусить в кафе. Пожалуйста, не опаздывайте на поезд. Он отправляется в 18:00. (Дети расходятся по зонам, продолжают игру самостоятельно, объеденившись в микрогруппы по 2-3 ребёнка. Воспитатель ноблюдает за игрой).
Конспект подготовила воспитатель Сирик Людмила Анатольевна.
ЦЕЛЬ:
Вызвать желание у детей играть в сюжетно - ролевую игру «Путешествие по морю».
ЗАДАЧИ:
Уточнить и расширить представления детей о профессиях на корабле.
Уточнить и расширить представления детей об устройстве и функционировании корабля.
Обеспечить развития умения у детей использовать подсобный материал для создания атрибутов в игре.
Обеспечить развитие умение у детей играть большими группами, советоваться и помогать друг другу.
Совершенствовать умение детей быть внимательными друг к другу.
Систематизировать представления детей о некоторых правилах поведения в различных ситуациях.
Обеспечить развитие инициативы, организаторских и творческих способностей детей.
Убедить детей в том, что в игре необходимо выполнять правила и нормы поведения в игре.
Способствовать формированию умения детей радоваться самим, когда они делают другим приятно.
Вызвать желание понять, что свои действия нужно продумывать, сообща добиваться поставленной цели.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный автомобильный руль, строительный материал, бинокль, набор «доктор», «продукты из магазина», посуда, листы бумаги, фломастеры, матросские воротнички, фуражки, шапочка медицинского работника, поварской колпак, наушники, карта - схема, ширма, «вещи пассажиров», разнообразная одежда, предметы туалета, письмо от человечков, «рация».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций кораблей, знакомство со строением корабля, рассматривание морских атрибутов, знакомство с профессиями людей на корабле, чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок», «Акула», знакомство с физической картой мира, решение проблемных ситуаций «За секунду до…», «Что было бы, если бы..»., рассматривание иллюстраций по данной теме.
1. ИГРОВОЙ МОМЕНТ:
Ребята, нам пришла телеграмма от наших друзей - человечков. Послушайте, что они нам пишут: (читаю)
Здравствуйте, милые друзья! У нас беда! Приезжайте быстрее и спасите нас. Мы вас ждем с нетерпением. Ваши друзья- человечки.
2. ВЫБОР ТРАНСПОРТА.
Интересно, на чем же нам туда отправиться?
ДЕТИ: на самолете, на автобусе, на поезде и т., д.
Достаю тихо карту.
Посмотрите, нам еще карту прислали. Наверное, это наш путь.
ДЕТИ рассматривают карту.
Так на чем же нам лучше отправиться в путешествие?
ДЕТИ: Спасать наших друзей - человечков мы отправимся на корабле.
3. ПОСТРОЙКА КОРАБЛЯ.
Тогда за дело. Давайте быстрее строить корабль. Из чего нам его можно сделать.
ДЕТИ: будем строить из стульчиков.
На корабле есть нос корабля, штурвал, якорь, борта.
Что такое штурвал, кто знает.
ДЕТИ: Это руль корабля.
Как это можно сделать.
ДЕТИ: На стульчик привязать игрушечный автомобильный руль.
Якорь как смастерим.
ДЕТИ: на веревку привяжем деревянный кирпич.
Что нужно еще взять обязательно в путешествие.
(обратить внимание, что берем только самые-самые необходимые вещи, без которых тяжело обойтись.)
ДЕТИ: бинокль, карту, лекарства, еду, сменную одежду.
Все хорошо, а что мы забыли.
ДЕТИ: Придумать название кораблю. И как же мы его назовем.
ДЕТИ: «Быстрый», «Спасатель», «Ветерок», «Дружба».
Какое название больше подходит.
ДЕТИ: выбирают.
А теперь распределим, кто, что будет делать.
(Выбор группы детей)
ДЕТИ: договариваются между собой кто что делает.
Кто будет мастерить штурвал.
ДЕТИ: Выбирают 2-3 детей.
Якорь кто смастерит.
А вот кто будет писать название корабля.
ДЕТИ: назначают.
Девочки, а вы между собой распределите, кто будет собирать лекарства, еду, вещи и т. д.
Нам нужно торопиться спасать наших друзей - человечков. Поэтому как будем работать.
ДЕТИ: Дружно, спокойно, уступать друг другу и помогать друг другу.
ДЕТИ СТРОЯТ КОРАБЛЬ из стульчиков, привязывают якорь, приделывают штурвал, прикрепляют название, размещают бытовые заготовки.
Посмотрим готов ли наш корабль. Ничего не забыли.
Доложите о выполнении своей работы.
ДЕТИ ДОКЛАДЫВАЮТ ПО ГРУППАМ,
КОМАНДА СТРОИТЕЛЕЙ:
Мы очень старались выполнить работу в короткий срок. Корпус крепкий и надежный. На корабле чистота и порядок. Мы гарантируем надежность корабля.
ДЕВОЧКИ:
Продукты доставлены на борт лучшего качества. Одежда приготовлена на все случаи жизни. Лекарства, бинты, зеленку заготовили в нужном количестве.
Название корабля написано и приделано на борт и нос корабля.
Якорь надежно привязан и не подведет.
Штурвал корабля сделан по самой передовой технологии. Он в надежных руках.
Бинокль и карта доставлены на борт корабля и находятся в рубке у капитана.
Ваши отчеты о проделанной работе мне очень понравились. Готовимся к отплытию.
4. ВЫБОР КОМАНДЫ.
А что нам еще нужно сделать, чтобы отплыть к друзьям - человечкам.
ДЕТИ: выбрать команду корабля.
Кто входит в команду.
ДЕТИ: капитан, матросы, врач, медицинская сестра, повар, радист, штурман и т д.
(выбор команды корабля и распределение ролей).
Расскажите, какими качествами должны обладать медики и что они должны делать.
ДЕТИ: врач осматривает больного и назначает лечение, а медицинская сестра дает таблетку, делает укол, перевязывает. Врачи должны быть добрыми, чистоплотными, аккуратными и быстро помогать в беде человеку.
И кто лучше всего подойдет на эту должность.
ДЕТИ: выбирают, решают.
Кто знает, как повара на корабле зовут.
ДЕТИ: кок.
Что должен уметь делать кок в первую очередь.
ДЕТИ: вкусно готовить
Кто подойдет на эту роль. У кока должны быть помощники.
ДЕТИ:
А зачем нам матросы.
ДЕТИ: Они содержат корабль в чистоте. Всем помогают. Работают в машинном отделении.
И кто же у нас будет матросами.
ДЕТИ:
А почему вы их выбрали.
ДЕТИ: Потому что они в группе приходят всем на помощь и всю умеют делать.
Кого мы еще не выбрали.
ДЕТИ: капитана и штурмана.
Какой должен быть капитан.
ДЕТИ: смелый, отважный, справедливый, добрый, веселый, находчивый и т д.
И кто же у нас будет капитаном.
ДЕТИ обсуждают кандидатуру на роль капитана.
Кто такой штурман.
ДЕТИ: Человек, который помогает капитану вести корабль по морю.
Дети выбирают штурмана.
Остальные будут пассажирами корабля.
(Дети надевают атрибуты- воротнички и шапочки).
Кто поднимается на корабль первым.
ДЕТИ: команда корабля.
5. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ИГРЕ.
Капитан командуй.
КАПИТАН: Команда стройся!
ДЕТИ СТРОЯТСЯ.
КАПИТАН: Команда корабля « Дружба» к отплытию готова?
(Идет перекличка. Каждый ребенок делает шаг вперед, называет свою роль и имя. Затем занимают места на корабле.)
А теперь кто может подняться на борт корабля.
ДЕТИ: пассажиры.
(Строятся друг за другом всходят на корабль. Матросы помогают всем устроиться).
Штурман: Матрос Саша помогите женщине с ребенком.
Матрос Саша: Есть! Давайте ваш чемодан я донесу до каюты.
Женщина: Спасибо. Вы очень любезны.
Штурман: Матрос… проводите пожилого человека до каюты.
Матрос: Есть! Следуйте, пожалуйста за мной. Осторожно здесь лестница.
(и т. д.).
Капитан: Все заняли свои места.
Штурман: Пассажиры приняты на борт. Все устроены в своих каютах. Ждут отплытия корабля.
Капитан: Отдать швартовые.
Матрос поднимает якорь.
Капитан: Поднять паруса.
Матросы: Есть! Поднимают руки вверх и машут.
(включить музыку шум моря).
6. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
Капитан берет бинокль и смотрит.
Штурман: Что - то похолодало и небо заволокли тучи.
Капитан: Надвигается шторм. Нам нужно срочно отбить телеграмму, может ближайшая бухта примет нас. … составь сообщение и отнеси радисту.
Ребята, помогите штурману составить сообщение. Мы говорим, а он записывает.
ДЕТИ: На море сильный шторм. Просим ближайшие бухты принять наш корабль. Сообщите, у кого есть место на пирсу.
Штурман записывает и относит телеграмму радисту.
Радист: надевает наушники и стучит пальчиками по рации, сделанной из конструктора. (штурман стоит рядом).
Радист: Телеграмму передал. Жду ответа.
(поправляет наушники и говорит).
Бухта « Приют» готова нас принять.
Штурман записывает на лист бумаги сообщение и идет к капитану.
Штурман: Ой, какой сильный дождь! И ужасно холодно.
(изображает, что холодно, сыро).
Пассажиры изображают дождь и ветер; хлопают в ладоши и гудят.
Штурман отдает лист капитану.
Капитан читает и отдает команду.
Капитан: Матрос… право руля.
Капитан: Матрос… проверь пассажиров и доложи.
Матрос: Есть!
Матрос…: Капитан, у пассажиров все в порядке.
Матрос…: На корабле без происшествий.
Капитан: Спасибо, все свободны.
Штурман: Капитан, мы швартуемся.
Капитан командует:
Пассажиры выходят на берег.
(Дети встают и выходят).
Врач, осмотреть всех.
(осматривает всех).
Кок накормить всех.
(хлопает ладошка в ладошку).
Капитан: Команда на берег.
(на берегу встречает их хозяин).
Вы прибыли в бухту «Приют». Мы очень рады вас видеть. Чем мы можем вам помочь?
Капитан: Большое вам спасибо, что вы смогли дать нам отдых. У нас все в порядке, жертв и разрушений нет. Мы переждем шторм и отправимся дальше.
Капитан: Матросы, осмотрите корабль. Устраните неполадки и доложите.
Кок: Всем выдан сухпаек.
Врач: Все здоровы. Раненых нет.
Матросы поправляют стульчики, наводят порядок.
« Хозяин» проводит игру с пассажирами « Если нравиться тебе, то делай так…»
Штурман докладывает капитану: Дождь прошел, море успокоилось. Корабль к отплытию готов.
Капитан: Где моя карта? Я должен проверить наш маршрут.
Всем занять свои места.
7. ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- Отдать швартовые.
Матрос: Есть и поднимает якорь.
(звучит музыка шум моря).
Капитан смотрит в бинокль.
Вот мы и приплыли, на берегу нас ждут наши друзья - человечки.
Штурман: Но что это?
Матросы хором: Акула!
Штурман: Свистать всех наверх.
Капитан: Вот что, оказывается, случилось у наших друзей - человечков
Врач: Около берегов их страны поселилась акула. И они не могут отдыхать, плавать и загорать.
Кок: И что же теперь делать?
Капитан: Мы её сейчас прогоним!
Игра «Акула»
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «акула» дети объединяются в группы по 2-3 человека. «Акула» ест только одиночек. «Акула» - водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается. В конце игры дети делают большой круг, «акула» бегает, пока открыты ворота. По сигналу ворота закрываются, «акула» оказывается в кругу.
- после игры капитан дает команду
Штурман, привести корабль в порт.
Штурман: Слушаюсь! Разрешите выполнять!
Капитан: Выполняйте!
А мы с матросами доберемся до берега вплавь. (Все изображают пловцов.)
На берегу, ширма с куклами, за ширмой спрятаны 2 ребенка.
1ый: Вы сильные и смелые ребята. А самое главное - дружные!
2ый: Вы нашу страну спасли от акулы. Большое вам спасибо!
(Все поют песню «Настоящий друг»)
8. Итог
Капитан: По местам! Готовимся к отплытию домой! (дети занимают свои места)
Куклы (дети): Просят закрыть всех глаза на корабле. Произносят слова - заклинания, чтобы корабль «Дружба» оказался быстро дома.
Штурман: Вот мы и дома!
Капитан: Пассажирам покинуть борт корабля!
(пассажиры сходят и говорят слова благодарности)
Капитан благодарит команду за отличную службу.
Программное содержание:
- Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
- Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.
- Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
- Формировать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа: Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Беседа о воздушном транспорте. Изготовление атрибутов к игре «Ловись рыбка».
Оборудование: Группа оформлена цветами, воздушными шарами голубого цвета, занавес с облаками, стульчики на количество детей, набивные мячи (игрушки заместители), резиновый шар, насос, компас, карта, шапочки для продавцов. В магазине продают – удочки, компас, карту, набор посуды, набор продуктов. Комплект «Ловись рыбка».
Декорации: Елочки, пеньки, дрова, фотографии с видами Левого берега, грамзапись.
Ход игры
Организационный момент. (звучит музыка из мультфильма).
Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Вам понравились герои этого рассказа?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали друзей Незнайки?
Дети: Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Сиропчик, Тюбик, Гусля, Ворчун, Пончик, Растеряйка, Кнопочка, Цветик.
Воспитатель: Почему их так звали?
Дети: Знайка был самым умным и главным коротышкой. Доктор Пилюлькин лечил от всех болезней. Винтик и Шпунтик были механиками. Сиропчик любил газированную воду. Тюбик был художником, а Гусля музыкантом.
Воспитатель: Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?
Дети: Сначала Знайка предложил построить воздушный шар. Для этого нужно было собирать резиновый сок из фикусов. Затем Шпунтик принес насос от автомобиля, чтобы накачать шар воздухом. А корзину коротышки построили из березовой коры. Еще нужно было запастись мешками с песком, для того, если во время путешествия в шаре начнет остывать воздух, то тогда нужно будет выбрасывать мешки с песком из корзины, и шар снова будет подниматься вверх.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы сможете сделать воздушный шар.
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте мы его построим из стульчиков, и отправимся в путешествие. Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Командир будет руководить строительством воздушного шара, показывать дорогу. Для этого ему нужны компас и карта. Ребята, а вы знаете как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. А еще нужна карта по которой всегда можно определить место где мы находимся. Для путешественников карта просто необходима. Кто у нас будет командиром?
Дети выбирают командира.
Воспитатель: Вручает командиру компас и карту. В путешествии может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами). Нам нужны повара, Чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду. (ведро, кастрюлю, тарелки, ложки). Еще нам нужен лоцман, чтобы управлять воздушным шаром. И штурман, который будет следить за направлением полета. Ему нужна подзорная труба. Начнем готовиться к полету. Командир, как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг?
Командир: Каждый сам возьмет себе стул.
Воспитатель: Круг похож на дно корзины? Что можно подстелить?
Дети: Газету! (командир командует, как правильно расставить стулья. Не забыть дверцу.)
Воспитатель: Командир, а нужны нам мешки с песком? (Да) Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (используем предметы заместители, набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют сетку из лоскутков, для шара, чтобы он получился красивым. Возьмите клей, веревочку, будем пришивать флажки к веревочке. Работаем вместе. Вы должны это делать очень аккуратно, после окончания привязываем флажки к корзине. Корзина готова Но нам для путешествия надо купить необходимые вещи в магазине. Не забудьте купить теплые вещи, высоко над землей холодно даже летом, а сейчас осень. Продавцами в магазине будут. (назначаются продавцы).
Девочки занимают места за прилавком. Дети делают покупки. Покупают фрукты, овощи, хлеб в дорогу.
Командир (берет рупор и объявляет): «Внимание. Сегодня в 12 часов по солнечному времени состоится отлет воздушного шара. До отправления остается 5 минут. Всем занять места в корзине».
Воспитатель: Заходим все через дверь. Командир, потом лоцман, штурман и все остальные. Все готовы. Надеть всем парашюты. (дети имитируют движения одевания) Воспитатель надувает шар насосом и привязывает к веревке. Командир объяви старт.
Командир: Дает отсчет 10,9,8, и т.д. Полетели. (звучит музыка, опускается занавес с облаками).
Воспитатель: Лоцман у тебя же нет руля. Как ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревку обеими руками, В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз. Штурман, следи за направлением полета. Куда поворачивать? (Штурман дает команды глядя на карту – влево, вправо) Командир посмотри в подзорную трубу, нет ли опасности.
Командир: Пролетаем над городом.
Воспитатель: Штурман, посмотри карту. Ребята, Кто ни будь взял фотоаппарат? Делайте снимки. Посмотрите, какие замечательные фотографии у нас получились. (поликлиника, памятник, детский сад, детская площадка, парк, институт, школа, железнодорожная платформа, мост) Узнали над каким местом мы пролетали? Это наш Левый берег. Командир проверь компас.
Воспитатель: А как ты это узнал.
Командир: Я взял компас положил его на ладонь- красная стрелка указывает на север, а шар летит по стрелке.
Лоцман. Наш шар начал терять высоту!
Командир: Нужно сбросить мешки с песком. Сбрасываем только по одному. Теперь можем продолжать полет.
Воспитатель: Ребята, мы терпим крушение. Наш шар падает. Попробуем набрать высоту. Воздушный шар продолжает опускаться приготовить парашюты. Будем прыгать. (Дети выпрыгивают – командир последним покидает корзину). Все приземлились. Командир, возьми карту и определи где мы находимся. (Командир по карте определяет место где находимся). Мы упали на лесную поляну. Радист проверь работает ли рация? Передавай в штаб, где мы находимся, и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу). Доктор, проверь, не получил ли кто травму. (доктор обустраивает медпункт).
Воспитатель: Мальчики, вам нужно собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. А повара сварят уху.
Дети играют самостоятельно: идут к врачу, ловят рыбу складывая ее в ведро, разжигают костер.
Воспитатель: Ребята, помните как в лесу надо разводить костер? Правильно спички должны быть у взрослых. Потому, что от неосторожного обращения с огнем может начаться пожар в лесу. А после ужина костер нужно погасить залив угли водой. Давайте я помогу вам разжечь огонь. А в случае дождя можно укрыться в пещере. (стоят дуги)
Повара раздают тарелки, чашки и кормят всех у костра. Дети сидят на пеньках бревнышках, на корточках.
Воспитатель: Как долго мы будем здесь находиться? Да, здесь очень хорошо. Но нам пора домой. Я сейчас посмотрю карту. Я вижу здесь знакомую тропинку, по которой мы сможем вернуться обратно в наш детский сад. Сворачиваем лагерь.
Дети убирают игрушки. И по тропинке идут домой под песню «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель: Вот мы и пришли обратно к нам в детский сад. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Что нового вы узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз?
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами путешествовали, коротышки из Цветочного города прислали нам по почте посылку. Давайте посмотрим, что там находится. (Угощение от Незнайки и его друзей).