Игры похожие на шакал. Антиобзор игры “Шакал”. А как выглядит остров

Многим, наверняка, известна игра Шакал, по легенде некогда придуманная студентами МГУ и активно продвигаемая последнее время компанией МосИгра в виде двух (собственных) изданий — Шакал и VIP Шакал. Но даже если вы ничего не слышали об этой игре, сегодня мы разберем эту игру на «косточки».

Почему именно «на косточки»? Потому что этим постом я решил начать рубрику обзоров Начистоту, без преукрас рассказывая о настольных играх. И Шакал, по-моему, вполне подходит для этой рубрики.

Итак, приступим…

В обзоре я буду использовать описание игры с официального сайта издателя-продавца — компании МосИгра.

О чем эта игра?

В игре «Шакал» вам предстоит возглавить пиратскую шайку - и искать на острове сокровища. Из четырех соперничающих группировок победит только одна - та, которая найдет или награбит больше золота.

Цель игры

Вы подплываете к «острову сокровищ» на разных кораблях. Задача - вынести любым путём (и любой ценой) как можно больше золота и загрузить его в трюмы своего судна. Побеждает тот, кто останется самым богатым после «разграбления» острова.

Игровой процесс

Игровое поле (остров) состоит из небольших пластинок, каждая из которых «отвечает» за свой тип местности и объектов. На острове вас ждут самые разнообразные приключения: разведывая новые земли, вы можете как наткнуться на заброшенный форт или встретить туземку-лекартку, так и найти сокровища или попасть в ловушку.

Обратим внимание на игровое поле. Оно состоит из квадратных (закругленных) тайлов, выложенных на стол в форме острова:

И именно в игровом поле кроется первый недочёт игры. Игровой процесс в начале партии заключается в исследовании острова, что фактически означает постепенное переворачивание тайлов, лежащих вверх рубашкой. За ход, бывает, приходится перевернуть до нескольких штук, так как есть тайлы со стрелками, перенаправляющими фишку-исследователя дальше, к следующему тайлу.

Проблема заключается в неудобном переворачивании тайлов . Везде (в правилах и на оф.сайте) поле изображается в виде плотно лежащих тайлов и подсознательно при первой раскладке игроки делают именно так. Тем более, что при плотном расположении поле выглядит лучше, так как тайлы лежат ровно. Но при переворачивании, чтобы подцепить тайл, приходится невольно сдвигать соседние, что так или иначе приводит (особенно при нескольких переворачиваниях за ход) к раздвиганию поля, перекашиванию других тайлов и постоянной необходимости ровнять поле с краёв.

Такое ощущение, что игра не тестировалась, либо тестировалась, но тайлы переворачивались силой мысли или какими-то особыми средствами без непосредственного контакта с полем.

Частично проблему можно решить , раскладывая в начале игры тайлы на небольшом (несколько мм) расстоянии друг от друга. НО а) игровое поле теряет привлекательность, что сразу отражается на игровой атмосфере; б) размер стола, необходимого для раскладки, заметно увеличивается, что выливается в лишнее неудобство; в) полностью неудобство не решается, так как подцеплять сами тайлы удобнее обладателям длинного маникюра, а остальным по-прежнему некомфортно.

Фактор случайности

Камень преткновения, причина, по которой нередко настольная игра пылится на полках у настолкоманов — это фактор случайности. В различных играх бывает различного уровня. Например, в игре в кости он практически максимален.

Как же обстоят дела со случайностью в Шакале? Вот, что пишет издатель:

Случайность воздействует на игру только в самом начале, когда «создаётся» карта острова. В дальнейшем всё зависит исключительно от вашего умения оценивать ситуацию и принимать верные тактические и стратегические решения. Конечно, некоторые расклады дают небольшое преимущество противнику (например, не очень весело десантироваться с корабля сразу в логово к людоеду), но опытный игрок способен использовать все объекты ландшафта для своей выгоды.
В целом, кроме совсем крайних случаев, случайность на игру практически не влияет: всё полностью зависит только от вас.

Фраза довольна интересна тем, что начинается с доли правды, а заканчивается чуть ли не гипнотической чушью, дабы, ессно, не отпугнуть покупателя. Давайте разберемся поподробнее.

Случайность не то, чтобы воздействует, но формирует немалую долю будущей игровой ситуации уже в самом начале игры, когда на стол выкладываются тайлы. Аналогичный механизм присутствует и в Колонизаторах при стартовой раскладке гексов, но только если в Колонизаторах все (за исключением одного) гексы приносят ресурсы и раскладка влияет на относительное расположение ресурсов и всем игрокам, в итоге, достанутся грани ресурсных гексов, то в Шакале раскладка может привести к сильному дисбалансу за счёт попадания единственного ресурса (сундуков с золотом) в виде золотоёмких тайлов на сторону одного из игроков.

Что происходит дальше? С огромной вероятностью игрок, на чьей стороне «случайно» оказалось больше золота, быстрее остальных находит и, почти наверняка, быстрее перетаскивает на свой корабль найденное «поблизости» (конечно, не забываем про обход ловушек и удлиннение пути). При этом бывают ситуации, когда одному из игроков, напротив, достался берег, большая часть выходов на который испещрена ловушками.

Так что фраза «но опытный игрок способен использовать все объекты ландшафта для своей выгоды» уже наполовину неверна. Да, опыт имеет значение — в большинстве игр именно так. Но в Шакале простая арифметика в виде ловушек, требующих задержаться на клетке поля вплоть до 5 ходов. Так что опыт отходит на второй план, когда раскладка поля не в твою пользу.

Усугубляется дисбаланс одним из игровых правил — игрок может перемещать корабль только вдоль своего берега. Иногда это превращается в реальную проблему (как в случае с игроком, которому не повезло с берегом).

Опять-таки, частично проблему можно решить , если ввести одно домашнее правило . За несколько партий, сыгранных подряд, неудачных раскладок у нас в компании попалось больше, чем «более-менее». Поэтому было предложено разрешить кораблям (с пиратом на борту, естественно) огибать остров вокруг. И надо сказать, что при очередной однобереговой золотоносной раскладке это правило позволило уменьшить дисбаланс за счёт перемещения соперников ближе к сундукам на берег игрока-везунчика. И при этом обострило борьбу за найденные сокровища. Правда, пришлось договориться о ещё одном правиле, когда корабли могут встретиться друг с другом, тут уже как вам удобнее: мы договорились, что они бьются бортами и тот, кто получил удар в борт отодвигается вдоль берега на одну клетку и о том, что могут оплывать вокруг (за одно движение) корабль противника. НО по-прежнему была необходимость тратить ходы на перемещение к чужому берегу (а это бывает не близко) и проблема не исчерпывалась.

Исходя из всего вышеописанного, фраза «В целом, кроме совсем крайних случаев, случайность на игру практически не влияет: всё полностью зависит только от вас.» мною лично расценивается как, простите, но чистая чушь, рекламная фраза, имеющая смысл только в убеждении покупателей касательно интересности игрового процесса после приобретения этой игры. Но в этом обзоре я буду говорить на прямоту.

Что ещё нам рассказывает издатель:

Почему эта игра так интересна?
— Потому что она не требует долгого изучения правил. Начать играть можно через пару минут после открытия коробки. Конечно, поначалу вам понадобится руководство для определения типов местности, но основная идея «ухватывается» буквально «на лету».
— Потому что игра обладает очень большой глубиной: в неё можно играть бесконечно - как шахматы.
— В отличие от шахмат и других «статичных» игр, пиратский остров каждый раз новый. Это гарантирует интерес и разнообразие на протяжении многих партий.

Снова будут высказывать моё личное мнение, но:
— Изучать правила (если их действительно изучать) далеко не быстро, так как в них разъясняется не только игровой процесс, но и значения всех особых тайлов. Конечно, подробность — это плюс, но вовсе не быстрое освоение правил.
— Я не считаю, что «глубина» игры гарантирует бесконечный интерес и уж точно не рискнул бы сравнивать Шакал с Шахматами. Шакал (по легенде) существует уже около 30-40 лет. Вспомните, раньше ведь действительно в России в основном были и были именно популярны настольные игры с высоким фактором случайности или простые, незатейливые приключения. Шакал мне напомнил игровым процессом игры, в которые мне довелось сыграть ещё в детстве. И я считаю, что на глубину Шакал никак не претендует и, в принципе, и не должен. Скорее, это легкая игра-приключение на большую долю везения и небольшую долю выбора оптимального пути исследования острова. В этом, возможно даже, положительная сторона этой игры. Но издатель считает, что нужно преподносить её иначе. Что ж, это их право.
— Вот тут я отойду немного от темы и скажу, что есть так называемые Боевые Шахматы (или Battle Chess), идея которых, кстати, родилась у нас, в России, много лет назад. Перед началом игры игроки разделяют поле посередине загородкой и расставляют свои фигуры как хотят, по своей «боевой расстановке». После этого загородка убирается и начинается партия. Количество вариантов поля — огромное, сами понимаете. И появляется больший интерес к игре, т.к. игрок уже в начале игры сильно влияет на игровой процесс.

Или вспомним снова Катан — там расстановка определяет относительное расположение гексов и игроки ещё до начала игры могут с учётом неё расположить свои начальные строения, чтобы решить свои интересы касательно тех или иных ресурсов и, возможно, определиться со стратегией на партию.

В Шакале, к сожалению, расстановка поля сродни бросанию кубиков в «костях». И может повлиять на всю партию, предоставляя одному игроку огромное и, порою, неоспоримое преимущество. Конечно, на интерес к игре это влияет напрямую и «играть бесконечно» после пары партий уже не хочется.

Скажу сразу, перед первой партией мы ожидали от Шакала действительно чего-то особенного, интересного игрового процесса, романтики и «пиратской» атмосферы по ходу игры. Но уже после нескольких партий, к сожалению, разочаровались.

Компоненты игры

Есть два издания — Шакал и VIP Шакал.

Первым был издан VIP-вариант. Художественное оформление отличное — это действительно неоспоримый плюс этой игры. Качество тайлов из пластика — хорошее, особенно если посмотреть на другие российские настолки и пощупать, из чего они сделаны. Фигурки пиратов — отлично. Монетки с чеканкой — тоже отлично. А недавно издатель порадовал любителей игры переизданием VIP Шакала в деревянной коробке. Подержать её в руках ещё не довелось, но уверен, что сделано не хуже остальных компонентов. И снова повторю: для России проект VIP Шакала особо примечателен как пример качества на высоте, чего все желают другим нашим издателям.

Недавно появился бюджетный вариант игры без VIP приставки. Что изменилось? Коробка стала проще, тайлы сделаны из плотного картона, фигурки пиратов, к сожалению, заменили на пластиковые (из твердого пластика) фишки, а монетки… А вот с монетками авторы прогадали. Сделаны они из стали, которая со временем окисляется, и, по отзывам многих игравших, играть с такими монетками порою неприятно — с ними вынужден согласиться и я.

Правила в обоих изданиях исполнены на твердую пятерку.

И сколько это стоит?

Цена — отдельная тема для разговора. VIP Шакал с самого своего издания стоит 7700 руб., обычный Шакал — 990 руб. на сайте магазина издателя.

Ну что я могу сказать? О качестве изданий я писал выше. Но с ценами, думаю, не согласились бы многие. Цена VIP-издания делает из игры прямо-таки эксклюзив какой-то. Кстати, именно так он обычно и преподносится консультантами в магазине МосИгры. Чем это обусловлено? Вероятно, в первую очередь, дороговизной производства качественных компонентов для России, ну и, видимо, «политикой партии» МосИгры.

Для бюджетного издания с недочётом в реализации монеток, лично я считаю, цена тоже завышена. Но, как говорится, «хозяин — барин». Издатель считает иначе.

Для кого эта игра?

С учётом всего, что обсуждалось в предыдущих пунктах, игра эта рассчитана скорее на детей, которые не будут ждать от игры интеллектуального игрового процесса, сильного влияния игрока на исход игры, а будут, как это привыкли говорить, играть «ради фана», т.е. ради веселья и забавы. Поиграв, бросят фишки и побегут играть в следующую игру.

Ну и говоря про VIP Шакала, думаю, что он в большей степени подойдёт в качестве дорогого подарка и сувенира, чем в качестве игры, оправдывающей интересностью стоимость эксклюзивных компонентов.

Резюме

Игра выполнена из качественных компонентов, чем задаёт высокую планку для всех российских издателей настольных игр. Проблема с монетками в бюджетном издании, в принципе, решается заменой на реальные монетки достоинством 5 или 10 копеек.

Несмотря на качество исполнения, игровым процессом Шакал не оправдывает стоимости и не увлекает игроков настолько, чтобы, как заверяет продавец, «играть в неё снова и снова». Дисбаланс может быть ослаблен домашними правилами и привычкой раскладывать тайлы не вплотную друг к другу.

Вполне подходит в качестве подарка ребенку дошкольного и школьного возраста или в качестве дорогого сувенира «боссу» или человеку, со студенческой скамьи знакомого с механикой этой игры.

Вся претенциозная аура, навеянная издателем вокруг Шакала — по-моему, ни что иное, как реклама. А реклама, как известно, почти всегда преувеличивает и даже нередко создает из воздуха преимущества товара, в реальности являющегося малоинтересным многим покупателям.

Настольная игра «Шакал» – оригинальная стратегия с уникальной механикой и простыми правилами. Участникам придется отправиться на поиски золота! Утащите с острова больше золота, чем остальные, чтобы стать беспощадным пиратом! Игра всегда будет разнообразной, ведь клетки поля размещаются в свободном порядке, а кубик здесь совсем отсутствует, что уменьшает случайный фактор на протяжении партии. Рекомендуемый возраст игроков 6+, а партия длится от часа и более, в зависимости от стратегии.

Уровень сложности: средний

Количество игроков: 2-5

Развивает навыки: сообразительность, стратегия, комбинативность

Какие приключения в этой коробке?

«Шакал. Остров сокровищ» включает в себя следующие компоненты:

  • тайлы, из них складывается остров – 117 шт.;
  • корабли, перевозившие пиратов – 4 шт.;
  • деревянные фишки для четырех команд – 12 шт., по 3 пирата на каждого участника.;
  • монетки для маркирования сокровища – 37 шт.;
  • брошюра с правилами проведения игры с ответами на часто задаваемые вопросы.

Капитан Шакал закопал несколько сундуков сокровищ!

Йо-хо-хо, лево руля! Участникам игры Шакал потребуется сойти на неизведанный остров, полный золота, изучить джунгли, повстречаться с кровожадными людоедами, выстрелить из пушки и преодолеть множество других приключений. В комплекте игроки найдут квадратные плитки, из которых и составляется небольшой, но опасный островок.

Что нужно делать, капитан?

Остров встречает судна (2-4, в зависимости от числа участников) по разные стороны друг от друга, которые наполнены пиратами самого игрока и его соперников. В них по три морских разбойника. Участник «Шакала» высаживает их на суше. Разумеется, в начале партии остров не разведан, что и необходимо сделать игрокам. Переходя на клетки, играющий переворачивает их, изучает содержимое. Так можно встретить увлекательное приключение и не менее долгожданное сокровище. Задача в карточной игре «Шакал» – разыскать клады, которые спрятал капитан Шакал, и забрать золото к себе на судно.

А как выглядит остров?

Он представляет собой выложенные квадратные пластинки, повернутые лицевой стороной вниз и обрамленные водой. Каждая из пластинок «отвечает» за тип местности и объектов. Постепенно игроки будут переворачивать по клетке, выполняя задания, прописанные в них. Так они разведают новые земли, отыскать заветные сокровища и сталкиваются с опасностями.

Значение клеток поля


Плитки поля в «Шакале» пестрят приключениями. Существуют следующие квадраты:

  • пустые клетки;
  • стрелки с одним или несколькими направлениями – при неоднозначном выборе игрок выбирает сам направление дальнейшего передвижения пирата;
  • с изображением коней – переместить своего героя буквой «Г», подобно шахматам. Когда ход сделан, открыть неизведанную часть острова только ту, где пират остановился после хода.
  • с бочками – счастливое поле для разбойника, он следующий ход не передвигается, однако игроку разрешено в это время управлять остальными своими пиратами со своего корабля.

Игра, представляющая собой необычную стратегию, сопровождающуюся новой игровой механикой и изящным внешним оформлением. Шак-Gal можно сравнить с, уже завоевавшим популярность, Шакалом, однако здесь производителем выступает отечественная компания Задира. Каждая очередная партия в Шак-Gal заставляет участников заново продумывать стратегию собственных действий.

Говоря в двух словах – игроки отправляются в путешествие по игровому полю, в надежде найти несметные сокровища. Участников в игре

Корабли с пиратами отправляются в путь

Всего в игре присутствуют 12 пиратов, отличающихся цветами:

  • Красный – 3
  • Желтый – 3
  • Черный – 3
  • Белый – 3

Вначале партии участники должны создать игровое поле, состоящее из 121 карточки, причем как они будут расположены – зависит от них самих. Далее они выкладывают свои карточки Корабль в середину одной из стороны (каждый занимает свою), сверху которых устанавливаются Матросы.

Выбор есть всегда

Основная задача каждого участника – передвинуть к своему кораблю наибольшее количество Монет, которые аккуратно спрятаны по территории острова. В свой ход игроку разрешается выполнить лишь одно действие:

  • Передвинуть Корабль на одну клетку
  • Выпустить пирата
  • Забрать пирата
  • Передвинуть пирата

Но кроме этого есть и специальные действия, например:

  • Познакомиться с местным жителем
  • Переждать в форте
  • Использовать воздушный шар

Пираты выступают еще и в роли носильщиков – каждый может унести по одной Монете. Передвижение возможно лишь по тем клеточкам, которые открыты. Логично, что пираты воинственны и могут сражаться между собой, также зарабатывая заветные Монеты.

Что в коробке

  • 121 карточка с рисунком
  • 4 карточки Корабль
  • 12 фигурок Пиратов
  • 32 Монеты
  • Инструкция

Классическая раскладка — это квадрат 11 * 11, без угловых клеток, всего 117 клеток.
Береговая линия каждого корабля — 9 клеток.
Раскладка Идеально подходит для 2 и 4 игроков.

С такой раскладкой возможна игра втроем, оставив один берег свободным. При этом игрок напротив свободного берега оказывается в самом невыгодном положении, что вносит дисбаланс. При игре с дополнением (или Остров сокровищ) дисбаланс частично может нивелироваться наличием пещер.

Альтернативная раскладка для 3 игроков


В основе раскладки лежит квадрат 13 * 13, без углов, со скошенными берегами на свободной стороне.
Всего 118 клеток, но если у вас Классический Шакал без дополнения или Остров сокровищ, то можно обойтись без одной клетки или использовать освободившийся корабль в качестве пустой клетки.
Береговая линия каждого корабля — 11 клеток.
Раскладка хорошо подходит для 3 игроков.

Дисбаланс для игрока напротив свободного берега по прежнему существует, однако он менее значительный, чем в классическом варианте.

Альтернативная раскладка для 5 игроков


Игра впятером официально не предусмотрена, но вполне возможна, при наличии дополнения или издания Остров сокровищ.

В основе раскладки лежит прямоугольник 11 * 8 с выступающими берегами по 5 клеток.
Всего 113 клеток, 4 клетки остаются незадействованны: Пятница, Миссионер, Бен Ганн, Шлюпка (в оригинальном дополнении) или пустая клетка.
Раскладка хорошо подходит для 5 игроков.

В качестве команды пятого корабля выступают обитатели острова (поэтому их клетки можно исключить). Естественно, без своих способностей, а как обычные пираты. В качестве пятого корабля может использоваться клетка дополнительного корабля (в оригинальном дополнении) или незадействованная клетка.

В раскладке присутствует незначительный дисбаланс.

Альтернативная раскладка для 6 игроков


Разрази меня гром, оказывается можно сыграть и вшестером!

Раскладка состоит из 113 клеток, 4 пустые клетки остаются незадействованны.
Береговая линия каждого корабля — 5 клеток.

В игре будет 6 команд по 2 пирата в каждой. Чтобы не перепутать одинаковые по цвету фишки, относящиеся к разным командам, можно временно их пометить (например, обмотать ниткой). В качестве 5-го и 6-го корабля можно использовать две незадействованные клетки.

Сильно увеличивается значение жителей острова, поэтому игра с дополнением создаст дополнительную интригу. В раскладке присутствует дисбаланс, но он гораздо менее выражен, чем если разложить клетки в форме прямоугольника.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook